Почему ученье больше не свет, а очередная услуга
Почему ученье больше не свет, а очередная услуга
30 августа 2017 - 17:01
Почему ученье больше не свет, а очередная услуга 30 августа 2017 - 17:01
Олег Савельев
Анжелика ЛУЧИНКИНА, доктор психологических наук.

Давно принимается как данность словосочетание «образовательные услуги»: родители – заказчики этих услуг, а педагоги – исполнители. Общество давно забыло о пиетете перед учителем и эпизодически приходит в праведное негодование по поводу его действий. Ученье, как выяснилось, не свет, а очередная услуга. Давайте проанализируем такую ситуацию в образовании.

Участие родителей в воспитании и обучении их собственных детей не только голубая мечта педагогов, но регламентированная Конституцией РФ, законом об образовании РФ и конвенцией о правах ребёнка родительская обязанность. И в этом плане родитель, принимающий активное участие в решении школьных проблем, – это несомненное достоинство.

В качестве проблемы можно отметить, что со временем функция помощи школе у части родительской общественности чудесным образом атрофируется и остаётся только функция общественного контроля. И тогда совместная деятельность семьи и школы по образованию ребёнка заменяется на «вы должны» в адрес школы, а это, заметьте, совсем другая история.

Если это касается выбора школы, класса, языка обучения – это, на мой взгляд, правильно и не подлежит сомнению. Однако есть и другая сторона медали. В рамках одного класса и одной системы родители требуют внести коррективы для своего ребёнка и обучать его по другой программе или диктовать свои условия обучения.

Наша выпускница рассказала случай, когда мама принесла целый лист рекомендаций для психолога по работе с её ребенком. А на словах в ультимативной форме объяснила молодому специалисту дальнейший план действий. И такие случаи не единичны.

Регулярный мониторинг образовательного процесса со стороны родительской общественности держит в тонусе весь педагогический коллектив, даёт возможность критериальной оценки качества образования, его доступности.

Но иногда погоня за одобрением родительской общественности вырастает в проблему. Много лет тому меня направили в качестве эксперта в экспериментальную крымскую школу – хорошую, нужно сказать, школу. Замечательные лаборатории, прекрасные спортивные залы. На мой вопрос об основной идее эксперимента представитель администрации гордо ответила: мы выстраиваем траекторию развития ученика согласно желанию заказчика. И действительно, именно такое и было прописано в качестве идеи эксперимента. Представьте, что будет, если хирург начнёт оперировать под руководством пациента или его родственников.

А может, образование – это не только сфера услуг? Ведь духовность, нравственность, желание учиться не могут являться предметом торга. Хочется таких отношений, где стороны понимают свою ответственность, а не виртуозно перекладывают её друг на друга. Хочется понимания, что ребёнок гармоничен там, где усилия семьи и школы сбалансированы.