Почему мы всё чаще слышим одинаковые песни

Почему мы всё чаще слышим одинаковые песни

Почему мы всё чаще слышим одинаковые песни

Современная музыка стремится к максимальному упрощению. Это касается всего: текстов, мелодий, битов и даже клипов.

Одна из заметных тенденций – музыкальная индустрия переключилась на интернет-аудиторию. На это повлияла в том числе социальная сеть TikTok, набравшая популярность в начале пандемии. Это потоковая платформа, которая позволяет публиковать короткие видео продолжительностью от 5 до 60 секунд. Благодаря ей многие треки становились популярными ещё до выхода официального релиза. Всё просто: исполнитель выкладывает видеоотрывок потенциального хита, ролик попадает в рекомендации и набирает просмотры. Пользователи распространяют его по другим социальным сетям, и таким образом песня становится вирусной.

Поэтому сегодня многие пишут композиции, подстраиваясь под алгоритмы социальных сетей, ведь отрывок должен зацепить слушателей. Иногда он оказывается даже интереснее всей песни в целом.

Повлияла на упрощение и пандемия. Музыканты не могли работать в студиях на профессиональной аппаратуре. Тексты стали легче восприниматься на слух, рифмы стали более незамысловатыми, а мелодии – веселее и ритмичнее.

Именно поэтому в музыкальных чартах – в основном поп- или рэп-исполнители, в том числе и в России. Обычным явлением стали коллаборации артистов, когда несколько музыкантов сотрудничают в создании совместного произведения. Чем больше исполнителей, тем больше шансов у песни стать популярной.

К сожалению, нередкой стала однотипность. Артисты не всегда готовы идти на эксперименты в творчестве и действуют по отработанным схемам. Такой подход объясним: если слушателям нравится музыка, она стабильно принесёт доход, а поиски могут и не увенчаться успехом.

Засилье рэпа ведёт и к негативным тенденциям. По своей сути это довольно агрессивное направление музыки, в нём ценятся дерзость, крепкие выражения, исполнители не слишком думают об этикете. Отсюда современные тексты страдают засильем вульгарности и оскорблений.

Мы выбрали песни, которые вы точно слышали в прошлом году, и попытались понять, в чём секрет их популярности.

«Я в моменте» – Эльдар Джарахов & Markul

Яркий сингл популярного российского блогера Эльдара Джарахова стал в определённом смысле гимном этого лета. Простая мелодия, привычная рэп-окантовка создают атмосферу лёгкости и безмятежной молодости. Трек стал вирусным, а сам исполнитель умело разыграл этот коммерческий успех, припугнув слушателей, что из-за популярности удалит трек со всех площадок. Но вместо этого перезапустил песню уже в коллаборации с Mary Gu, тем самым умело создав шумиху вокруг своего творения.

Этот хит слушали в прошлом году неделями: «И пролетел который день, я не заметил».

«Мальчик на девятке» — Dead Blonde

Второе дыхание получило рейв-направление, скорее всего, именно из-за простоты и весёлого звучания. Незатейливая песенка Арины Булановой, которая скрывается за псевдонимом Dead Blonde, впервые прозвучала в TikTok и переносит слушателей в лихие девяностые. Её лирическая героиня с детской наивностью кокетничает со сверстником, хвастаясь своим взрослым ухажёром с довольно сомнительными достоинствами. При этом красавица жёстко пресекает попытки юноши завоевать её расположение. Песенка даже вызывает некую ностальгию по временам постсоветской разрухи.

Глубины в этом произведении искать не надо: «Только дело совсем не в нём. Извини, но ты ни о чём».

«Ты горишь как огонь» – Slava Marlow

Общая тенденция к упрощению особо показательной является в произведении Артёма Готлиба, который скрывается за сценическим псевдонимом Slava Marlow. Песенка рассказывает о трудностях в подростковых отношениях, в которых любовь и размолвка происходят с регулярной частотой. Текст не может похвастаться глубокомысленными строчками или необычными образами, а вот мелодия построена на ритме регги, оттого и создаёт определённое эмоциональное воздействие на слушателя. Впрочем, меломаны считают, что в этом произведении нет ни смысла, ни выразительности, ни мысли, ни чувства.

Судите сами: «У меня агония, это любовь или паранойя?»

«Солнце Монако» – Люся Чеботина

Песня молодой российской исполнительницы в целом принадлежит к числу вполне шаблонных эстрадных хитов: она лёгкая и ритмичная. Но среди очевидных достоинств – объёмный женский вокал, что сейчас встречается не на каждом шагу. Близость любимого человека – это самое важное в жизни – таков простой посыл этой песни. Эта трогательная и немного наивная лав стори разворачивается на фоне заморских курортов: «Для чего, скажи мне, луна Сен-Тропе? В этом смысла ноль, если тебя рядом нет...»

«Лилии» – Мот и Jony

Результатом творческого союза двух исполнителей стал романтичный сингл «Лилии». Свой релиз Мот и Jony приурочили к Международному женскому дню. Дуэт получился гармоничный и взаимодополняющий, объединённый общей R&B-эстетикой. А в клипе лиричных пацанов ещё и балерины окружают. Можно закрыть глаза на банальные рифмы и сравнения, но по духу и общему настроению это произведение, конечно, любовный блокбастер с эпическим воспеванием значимости своей возлюбленной: «Без тебя всё гаснет, будто искры зари. Ты люби меня, как белые лилии».

«Венера – Юпитер» – Ваня Дмитриенко

Рецепт успеха этого трека простой: искренность и самобытность самого шестнадцатилетнего автора, а также размещение хита в социальных сетях. Приятный вокал, трогательный для этого возраста текст – и незамысловатая песенка стремительно попадает в ротацию, а заодно на вершины музыкальных чартов. Сам автор не рассчитывал на громкий успех, при этом в музыкальном плане и вовсе является самоучкой. Но песенка удобна для исполнения на гитаре, а значит, могла без особых усилий исполняться вечерами в городских дворах. В остальном очередное творение на тему неразделённой любви: «Ты Венера – я Юпитер. Ты Москва – я Питер. Люди, помогите дышать...»

«Пошла жара» – Gayasov$ Brother$ & Filatov & Karas

Для создания ещё одного хита прошлого лета исполнители новой волны объединились с гуру танцевальной музыки. Каждый сделал своё дело: братья Гаязовы в очередной раз описали роскошную клубную обстановку, где все предаются танцам и любви, а известные авторы ремиксов для звёзд отечественной поп-сцены повысили градус зажигательными ритмами. В конечном счёте с этого и начались аномалии в музыкальных чартах: «А у нас жара, как на Бора-Бора, я беру тебя у бара, будто ты виски-кола...»

«Птичка» – HammAli & Navai

В своём новом произведении исполнители решили продемонстрировать губительный эффект безответной любви, которая приносит лишь страдание и саморазрушение главной героине. Едва забрезжит возможность счастья, она бросается к человеку, который совсем не бережёт её чувств, и, наигравшись, он раз за разом оставляет её тяжело переживать разрыв до новой встречи. И этот замкнутый круг повторяется вновь и вновь, а окружающим очевидно, что хеппи-энда у таких отношений не будет. Об этом, превозмогая проблемы с дикцией, и пытаются пропеть HammAli & Navai. Собственно, эта грустная повесть стала главным хитом этого года: «Только вот привычка: ты к нему, как птичка. Позовёт, и ты опять сорвёшься по-любому».

Борис СЕДЕНКО, Софья ГАЛЬПЕРИНА.


По теме