По усам течёт и казну пополняет
По усам течёт и казну пополняет
11 апреля 2015 - 11:09
По усам течёт и казну пополняет 11 апреля 2015 - 11:09
Сергей Максимов

 

Успехи и трудности пивобезалкогольного комбината «Крым» 

На различных высоких совещаниях неоднократно приходилось слышать о кризисе пищевой промышленности в Крыму, почти полном исчезновении предприятий, выпускающих соки и другие напитки местного производства. Постоянно ведутся разговоры о сложностях выхода со своим товаром на российский рынок, других проблемах, что не дают возможности работать с прибылью.

«Работы столько, хоть увольняйся» 

На пивобезалкогольном комбинате «Крым» совсем другое настроение. Один из рабочих в огромном складе готовой продукции, где курсируют погрузчики, затаривая очередную фуру упаковками с пивом, минеральной водой и лимонадом, говорит: «Хоть увольняйся. Работы столько, что перекурить некогда. За прошлый год отгрузили 12 миллионов декалитров».

Работяга вроде бы жалуется, но при этом улыбается и явно не побежит завтра писать заявление об уходе. С таких предприятий не бегут. Трудно поверить, но на комбинате всё идёт в рост: зарплата, объёмы выпуска продукции, сеть сбыта Крыму и России. Недавно на комбинате запущена современная линия розлива питьевой воды в пластиковые ёмкости объёмом 6 и 19 литров, до конца апреля будет окончен монтаж линии для минеральной воды и лимонада в винтовых стеклянных бутылках, начнётся выпуск пива премиального класса «Крымская Ривьера».

В прошлом году товарооборот предприятия вырос на 30 процентов. В 2015, по словам директора Алексея Хмельницкого, по сумме налоговых отчислений и сборов комбинат перешагнёт рубеж в 1 млрд рублей.

Не думай об окраине свысока! Это о бюджете Крыма, где доля собственных доходов составляет всего 15,8 млрд рублей, и о Симферополе с неприметным предприятием на его задворках, которое по вкладу в казну надо признать градообразующим.

Производственные площади комбината занимают 12,8 га. На них расположен свой элеватор, ведь каждые сутки только пивоваренное производство потребляет 64 тонны ячменного солода. Кстати, солод поставляется из Белгородской и Орловской областей, города Ефремова под Тулой. Закупали бы пивовары сырье и ближе, но не растят почему-то крымские аграрии ячмень нужных сортов – это к разговору о жалобах и упущенных возможностях наших сельхозпроизводителей.

Первый в цепочке. Он же последний…

Депутаты Госсовета республики, недавно побывавшие на АО ПБК «Крым», настойчиво советовали Алексею Хмельницкому подготовить документы в Москву на присвоение продукции «Знака качества». Уверяли, что аналогов, равных по качеству и вкусу крымскому пиву и лимонаду, в стране нет.

Директор поблагодарил за лестное предложение, но попросил обратить внимание законодателей на условия продвижения и реализации товаров местного производства в пределах полуострова. На словах вроде все ратуют за зелёную улицу для них, однако контакты с торговыми сетями трудно назвать равноправным партнёрством.

Алексей Хмельницкий по полочкам разложил принципы ценообразования на примере литра пива в пэт-упаковке. Вот как складывается структура конечной цены (в рублях): себестоимость – 15,33; заложенная комбинатом прибыль – 2,5; акциз – 18; НДС – 6,45. Итоговая отпускная цена – 42,28. Плюсуем к ней 13,11 руб. – 31% маржи дистрибьютора, получаем на входе в розницу – 55,39, а далее идёт 30‑процентная наценка торговой точки – 16,62 – и получается 72 рубля.

Как видим, из итоговой суммы производитель литра пива получит 17 руб. 83 копейки. Однако и причитающимися крохами придётся делиться.

– На данный момент мы работаем с такими крупными сетями, как АТБ, «Сельпо», «Фуршет», «Новус», «Ассорти»,«Ашан», «Яблоко», – говорит Хмельницкий. – В большинстве случаев наблюдается огромная разница между сроком реализации продукции и отсрочкой платежа за неё, что достигает 45 дней. Оплата по ретробонусам составляет от 3 до 6 процентов, стоимость установки нашего холодильного оборудования в магазинах обходится в 1,7–6 тысяч рублей. Мы также оплачиваем выгрузку товара в ритейлерских центрах, маркетинговые исследования сетей, дополнительные места продаж, расширение местонахождения продукции на полках магазинов, ввод её новых видов. Комбинат заставляют забирать бой, брак, просрочку, при этом не пуская наших мерчендайзеров на магазинные склады. По некоторым сетям наблюдается солидная просроченная задолженность – до полутора миллиона рублей. Мало бросить клич «Покупай крымское!», надо сделать так, чтобы наши сети относились к местным производителям как к партнёрам. Пока они диктуют. Мы не жалуемся, привыкли самостоятельно решать проблемы, иначе бы не выжили, но хотелось бы чувствовать себя равным партнёром. Пока мы внизу – они вверху.

Технология

Пивное сусло на основе выращиваемых в лаборатории комбината дрожжей варится в 8 огромных медных котлах чешского производства. Потом сусло бродит несколько дней, в нём накапливается алкоголь. Остывшая жидкость фильтруется, отправляется в так называемый лагерный подвал – в 111 танков общим объёмом в 100 тонн, где пиво, находясь в состоянии покоя, созревает в течение 21-60 суток – в зависимости от крепости – и набирает букет и аромат. Загрузка всех мощностей комбината – 100 процентов, все виды продукции – пиво десятка марок, питьевая и газированная вода, минеральная, которую автовозы комбината привозят на розлив из города-курорта Саки, рентабельны.

Фото автора.