По коням!
По коням!
28 сентября 2016 - 18:01
По коням! 28 сентября 2016 - 18:01
Ирина Гуливатая

Монументальные всадники большой страны
26 сентября 1770 года в Петербург на Сенатскую площадь прибыл Гром-камень – огромная (весом около 1500 тонн!) глыба, ставшая основанием самого известного конного памятни­ка России. Об этом знаменитом всаднике и его «коллегах» мы сегодня и расскажем.
Медный всадник в Санкт-Петербурге.

Медный? Нет, бронзовый!

Памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, знаменитый Медный всадник – это не только самый известный, но и самый первый конный памятник, установленный в России. Его открытие состоялось в августе 1782 года.

Своё название памятник получил благодаря поэме Пушкина, хотя на самом деле меди в нём нет ни грамма: только бронза и немного железа. Любопытно, что создатель Медного всадника, французский скульптор Этьен Фальконе, работая над монументом, жил в здании бывшей конюшни при Зимнем дворце Елизаветы Петровны. А в конюшнях графа Орлова были выбраны два коня, которые позировали для памятника – жеребцы Каприз и Бриллиант персидских кровей, похожие на любимую лошадь Петра I Лизетту. 

С обликом царя дело обстояло сложнее: Фальконе трижды лепил его лицо, но оно ему не удавалось. Подмастерье скульптора Мари-Анн Колло справилась за ночь, используя прижизненную гипсовую маску, снятую с Петра I. Императрица одобрила её работу, и Фальконе признал соавторство своей двадцатилетней ученицы.

Что же касается не менее знаменитого постамента Медного всадника, то поиском камня-монолита Академия художеств занялась, когда ещё не была готова модель памятника. Камень был найден в двенадцати вёрстах от Санкт-Петербурга крестьянином Семёном Вишняковым. За эту находку его наградили премией в 100 рублей. Гранитная скала, разбитая ударом молнии, была названа «Гром-камень». Она больше чем на 4 м ушла в землю и вся была покрыта мхом. Транспортировка камня заняла около полугода: сначала его на специальной платформе всю зиму волокли до Финского залива, а затем переправляли на судне. 

Вес самого Медного всадника – 8 тонн, высота – более 5 метров. При этом монумент имеет всего три точки опоры: задние ноги коня и извивающийся хвост змеи (конь давит её копытами).

Памятник Юрию Долгорукому в Москве.

«Почему на кобыле?»

Главный московский конный памятник – это памятник Юрию Долгорукому, первому суздальскому князю, считающемуся основателем Москвы. Он был установлен в 1954 году на Тверской площади (до 1993 года называвшейся Советской), напротив мэрии Москвы. 

800-летие Москвы осенью 1947 года по решению советского руководства планировалось отметить с особым размахом. Это был первый послевоенный большой праздник, к тому же он рассматривался как «генеральная репетиция» к торжествам по случаю 30-летия Октябрьской революции. Фигуре Юрия Долгорукого при этом уделялось особое внимание. По личному распоряжению Сталина в 1946 году даже снарядили экспедицию в Киев во главе с археологом и антропологом Герасимовым, чтобы разыскать останки Юрия Долгорукого. По идее Сталина во время юбилейных торжеств должно было состояться торжественное перезахоронение праха князя. Однако экспедиция оказалась неудачной, и на празднование 800-летия Москвы ограничились закладкой памятника Долгорукому. Однако сам монумент создавался долго. По легенде, когда модель памятника была уже готова, Сталин сказал скульптору: «Почему у вас, товарищ Орлов, Долгорукий сидит на кобыле? Жеребец подчеркнёт мужественность основателя Москвы» – и в проект срочно внесли изменения. 

Изображений князя не сохранилось, поэтому авторы скульптуры создали собирательный образ русского богатыря на боевом коне, облачённого в ратные доспехи. Остановив коня и привстав в стременах, он властным жестом указывает на место для новой крепости. 

После открытия памятника в Моссовет стали поступать письма от активных коммунистов и старых большевиков с требованием убрать «идейно чуждый» монумент «представителю эксплуататорских классов» с Советской площади. Это и в самом деле был первый памятник в советской Москве человеку, никак не связанному с коммунистической идеологией или революционным движением. Памятник Юрию Долгорукому даже планировали перенести в сквер у Новодевичьего монастыря, но после отставки Хрущёва об этих планах как-то забыли. 

Конная статуя Василия Татищева в Тольятти.

Над утонувшим городом

В Тольятти, на берегу Волги, стоит конная статуя Василия Татищева, российского историка и государственного деятеля, основавшего этот город в 1737 году (тогда он назывался Ставрополь-на-Волге). Едва сдерживающий коня всадник смотрит на бескрайние водные просторы, и на первый взгляд это может показаться странным – почему памятник основателю города стоит не в центре на площади, а на окраине и, по сути, обращён к городу спиной? На самом деле ничего странного: именно тот город, который основал Татищев, сейчас находится на дне так называемого Жигулёвского моря – водохранилища, которое затопило старый город. Памятник стоит на высоком основании, сделанном в форме крепости Петровской эпохи – стены каменной кладки с выступающими вперёд многоугольными башнями. Высота постамента 14 метров, скульптуры – 7,5 метра. 

Отливка памятника велась частично в Польше и Белоруссии, а самые сложные детали отливали в Чехии. Затем памятник прошёл контрольную сборку и испытания в Минске, после чего в разобранном состоянии был доставлен в Тольятти.

Сейчас памятник Татищеву является чуть ли не официальным символом Тольятти. Его можно встретить всюду: от проездных билетов до коньячных этикеток. Это излюбленное место для прогулок и свадебных фотосессий, поэтому к коню часто привязывают воздушные шарики, а на постаменте, увы, регулярно появляются граффитти – такая вот цена популярности. (В 2011 году мэр Тольятти даже предлагал установить возле памятника доску, на которой горожане могли бы рисовать и писать, и не трогали памятник.) 

Памятник Салавату Юлаеву в Уфе.

Сорокатонный Салават

Титул «Самая большая конная статуя России» носит памятник Салавату Юлаеву в Уфе. Этот национальный башкирский герой славен тем, что примкнул к войскам Пугачёва и таким образом боролся за свободу и независимость своего народа. Монумент ему, правда, установили значительно позже – в 1967 году. Местный скульптор Сосланбек Тавасиев работал над памятником 30 лет, а воплотили в жизнь его проект на одном из ленинградских заводов, где сидящего на коне Салавата Юлаева за полтора месяца отлили из бронзированного чугуна. Памятник весит более 40 тонн, его высота 9,8 метра, а вместе с постаментом – и все 22. При этом у Салавата Юлаева, как и у Медного всадника, всего три точки опоры. 

Памятник Салавату стал визитной карточкой Уфы, его изображение есть даже на гербе Башкортостана. Ну и, конечно, это главный символ города – к Салавату Юлаеву несут цветы молодожёны, сюда приходят поклонники хоккея (хоккейная команда Башкирии «Салават Юлаев» известна не только за пределами республики, но и за пределами России). Возле памятника всегда много туристов, ведь со скалы, где он стоит, видна вся Уфа. Макет памятника, выполненный из гипса, долгое время располагался в заброшенной церкви деревни Ахтырка Сергиево-Посадского района Московской области, где скульптор Тавасиев создавал свой шедевр, и туда даже организовывали экскурсии.

Памятник Василию Ивановичу Чапаеву появился в Самаре.

Чапаев и его близнецы

Памятник Василию Ивановичу Чапаеву появился в Самаре в 1932 году, к пятнадцатилетию Октябрьской революции. На момент создания это был один из самых крупных монументов в стране: высота 10 м, размеры основания – 17 на 22 м. На постаменте из чёрного лабрадорита застыли Чапаев с шашкой в руке на вставшем на дыбы коне и семь фигур вокруг этого всадника – комиссар, матрос-балтиец, старый солдат, работница, партизан, башкир и красноармеец. Все эти фигуры портретно воспроизведены с людей, которые сражались в дивизии Чапаева. Интересно, что для создания самого Чапаева скульптору Матвею Манизеру позировал сын героя Александр, внешне очень похожий на отца. 

Памятник отливали в Ленинграде, перед отправкой в Самару его увидел Киров и попросил автора изготовить копию. Что вскоре и было сделано. Киров хотел установить копию в ленинградском Центральном парке культуры и отдыха, но этому помешала его смерть в 1934 году. В итоге ленинградского Чапаева установили лишь зимой 1942-1943 года во дворе Академии связи. Здесь скульптуру смонтировали на временный постамент из брёвен. Существует легенда о том, что во время блокады в это место двора попала авиабомба, и памятник был поставлен на место воронки.

После войны памятник несколько реконструировали, причём шашку Чапаева сделали съёмной: её прикручивали только по праздничным дням и снимали на ночь, поскольку в противном случае она становилась добычей вандалов. 

А в 2006 году у Чапаева появился ещё один близнец: на фестивале ледяной скульптуры в Харбине, который тематически был посвящён Году России в Китае, среди прочих ледяных скульптур была и копия самарско-ленинградского памятника.

Фото: culture.ru, liveinmsk.ru, silencephoto.ru, ufaair.ru, forum-voyage-russie.com, tour-cluster.ru