По главной улице курорта
По главной улице курорта
25 июня 2016 - 22:01
По главной улице курорта 25 июня 2016 - 22:01
Ирина Гуливатая
Из истории крымских набережных 
Главной улицей каждого приморского города, конечно, является та, что идёт вдоль моря. Но при всей народной любви к подобным улицам, а также проспектам и бульварам, мало кто знает их историю. А она весьма любопытна.
Набережная Ялты.  Фото: photo.qip.ru

С парижским размахом 

Деревушка Ялта получила статус города в 1838 году. К новому статусу прилагалось 30 домов, 130 жителей и одна-единственная улица – Елизаветинская (ныне Игнатенко). Одно из первых упоминаний о ялтинской набережной можно найти у доктора Дмитриева, так описавшего Ялту образца 1860‑х: «На всём протяжении бухты, вплоть до речки Учан-Су, голый берег с остатками разрушенной деревянной набережной». До 1886 года ялтинская набережная была обычной береговой полосой. Благодаря стараниям городского головы барона Врангеля в 1886 году председатель Госсовета великий князь Михаил Николаевич высочайше утвердил ассигнование сумм на расширение набережной и с 1890 по 1895 год её реконструировали в прогулочный бульвар. Она была приподнята, укреплена каменными блоками и обнесена металлическими перилами, создававшими иллюзию борта корабля. До начала строительных работ с помощью директора Никитского сада были выбраны породы деревьев для украшения набережной. В 1870-90‑е годы на ней появлялись здания, на первых этажах которых размещались торговые и питейные заведения, отдельно строились гостиницы, одной из первых стала гостиница «Россия».

«На набережной магазины, которым и в Париже не стыдно показаться, а в двух шагах кофейни, на ночь обращаются в ночлежные приюты для беспаспортных. И это символ всей жизни Ялты», – писал Чехов.

В начале 1890‑х большая часть набережной разрушилась от сильного шторма. Для её восстановления были приглашены ведущие инженеры, но их проект со стоимостью работ более 1,5 млн рублей так и остался в чертежах: помешала война с Японией. Успели построить только подпорную стенку, часть которой сохранилась до наших дней. В дальнейшем набережную реконструировали уже по другому плану.

Феодосия, Екатерининский проспект.  Фото: kimmeria.com

Деревянный мостик Вздохов 

Железную дорогу, появившуюся в Феодосии в 1892 году, проложили прямо вдоль моря. С тех пор в городе существует как бы две набережные, разделённые рельсами: одна идёт непосредственно вдоль городского пляжа, между морем и железной дорогой, вторая – нынешний проспект Айвазовского – тянется параллельно между железной дорогой и зданиями. Проспект Айвазовского раньше назывался Екатерининским проспектом. В конце XIX века здесь появились виллы и дачи местных фабрикантов, одна другой выше и краше. А на месте второй, примыкающей к морю набережной, вдоль подпорной стены железнодорожного полотна раньше тянулся деревянный мостик (его называли мостиком Вздохов), который вёл к городским купальням, стоящим на подпорках прямо в воде. Главная городская купальня была построена в 1889-1900‑х годах и располагалась в нескольких десятках метров от железнодорожного переезда. Ажурная деревянная купальня на металлических сваях была окрашена в светло-серый цвет, хорошо сочеталась с морем и украшала побережье. При купальне располагались небольшие котельные и имелись отдельные кабины, где можно было пользоваться тёплыми морскими и лечебными грязевыми ваннами. По вечерам здесь играл духовой оркестр. Возведение купальни обошлось городу в двадцать тысяч рублей – огромная по тем временам сумма. В годы Гражданской войны мостик Вздохов сгорел, но купальни не пострадали. В 1930‑х годах в левом крыле купальни была организована лодочная станция. Погибла купальня от пожара во время Великой Отечественной войны.

Летняя эстрада севастопольского Приморского бульвара.  Фото: photo.qip.ru

5 копеек за стул у моря 

Главные улицы, идущие вдоль моря, были не только в курортных городах. Севастопольский Приморский бульвар был открыт в 1885 году. Его устройство стоило городу 45 тысяч рублей и громадных усилий – его строили на месте руин, оставшихся после Крымской войны, пришлось разбирать развалины, а во многих местах ещё и взрывать известковую скалу.

В западной части бульвара построили двухэтажное здание, на верхнем этаже которого был ресторан, на нижнем – яхт-клуб. Западная часть бульвара (на ней располагалась также биологическая станция с аквариумом и эстрада) была платной – 10-15 копеек за вход. Солдаты и матросы сюда не допускались – надпись на ограждении у входа гласила: «Нижним чинам и собакам вход воспрещён». В восточной, бесплатной части бульвара находился деревянный летний театр, построенный в виде терема, рядом с ним – такой же «теремообразный» ресторан, в котором можно было отведать «из молодого барашка шашлыки и чебуреки, бочёночное пиво завода «Санценбахера», кружка 10 коп.». На бульваре стояло множество скамеек, а за отдельную плату (5 копеек) можно было посидеть на стуле прямо у моря. Для поддержания чистоты торговля фруктами и другой снедью «вразноску» на бульваре запрещалась. В тёплое время года на Приморском бульваре всегда было многолюдно. Сюда шли, чтобы посмотреть на фейерверки, прокатиться на паровых и гребных катерах (они курсировали беспрерывно), поучаствовать в лотереях. И конечно, чтобы послушать музыку. С 1 мая по 15 октября на эстраде бульвара ежедневно играл симфонический оркестр. В 1917 году здесь дал свой последний концерт в Крыму Шаляпин. Певец вышел на сцену в матросской форме, подаренной ему матросами крейсера «Св. Пантелеймон», с красным знаменем в руках и открыл выступление «Песней революции» на собственные стихи и музыку (Февральскую революцию Шаляпин встретил с энтузиазмом). Пел арии из опер, «Марсельезу», русские и украинские народные песни.

Набережная Керчи до благоустройства. Фото: kerch.com.ru

Собачий бульвар 

Свой Приморский бульвар появился в 1870‑м и в Керчи: центральную часть побережья Керченской бухты у подножия горы Митридат облагородили и сделали очень уютным местом. Официально это место называлось Александровской набережной, но в ходу было название Приморский бульвар. Фонари для бульвара закупили в Одессе по 100 рублей за штуку – по тем временам сумма серьёзная. Такого освещения в начале ХХ века не было нигде в Крыму, кроме Ялты. Весь бульвар от улиц города был огорожен металлическим забором в виде крупной сетки, за ограждением находились дома богатых горожан. Бульвар делился на две части. На первой, главной части находились раковина-эстрада, открытый деревянный павильон и пристань, а также три аллеи со скамейками. Вторая часть называлась «собачий бульвар» – на этой территории до революции горожанам разрешалось гулять с собаками.

Основной достопримечательностью керченского Приморского бульвара была раковина-эстрада. Звуки оркестра, игравшего в «раковине», в тихие летние вечера были слышны вдоль всего побережья бухты. Говорили, что секрет особой акустики «раковины» заложен при постройке: в основание её фундамента якобы положили слой битого стекла. В самом начале набережной размещался летний ресторан под названием «Лизина роща». До революции «Лизина роща» являлась летней резиденцией Английского городского клуба, где по вечерам собиралась керченская знать. Своё название она получила потому, что здесь размещалась летняя кофейня, а её хозяйкой была гречанка по имени Лиза.

Во время Великой Отечественной войны керченский Приморский бульвар был уничтожен, почти все строения здесь превратились в руины.