Петр Нестеров — ас российского неба
Петр Нестеров — ас российского неба
10 сентября 2018 - 15:15
Петр Нестеров — ас российского неба 10 сентября 2018 - 15:15

 

«Мёртвая петля» – этот сложный манёвр первым в мире выполнил русский авиатор Пётр Николаевич Нестеров, человек, поистине влюблённый в небо. Он внёс неоценимый вклад в развитие российской авиации и положил начало высшему пилотажу.

Детство, полное лишений

Пётр Нестеров родился в 1887 году в Нижнем Новгороде, в семье офицера-воспитателя местного кадетского корпуса. Мальчик рано потерял отца. Семье после потери кормильца пришлось туго. Мать осталась с четырьмя детьми на руках. Пётр рос смелым и отзывчивым, любил читать, пел, играл на мандолине. Он окончил Нижегородский кадетский корпус, где когда-то работал его отец, и в числе лучших учеников поступил в Михайловское артиллерийское училище.

Семейный подряд

На старших курсах училища он встретил Надежду Галецкую, которая стала его женой. В 1906 году его отправили служить во Владивосток. Этот переезд во многом повлиял на дальнейшую судьбу Нестерова: здесь он познакомился с Петром Соколовым. Вместе им удалось не только сконструировать и построить планёр, но и поднять его в воздух. Местом для испытаний было выбрано поле. Лошадь запрягли в телегу, где сидел Соколов и держал прикреплённую к планёру верёвку. Таким образом удалось поднять планёр вместе с Нестеровым на высоту нескольких метров. Так началась лётная деятельность Петра Нестерова. Примечательно, что семья поддерживала его стремления, мать даже помогала шить для планёра обшивку.

Пётр Николаевич окончил Петербургскую воздухоплавательную школу, получил звание военного лётчика, был назначен в авиационный отряд в Киеве. Он стал не только опытным пилотом, но и конструктором.

Петля Нестерова

Пётр Нестеров считал, что «в воздухе для самолёта всюду опора». Идея осуществить «мёртвую петлю» зародилась у него ещё в бытность его учеником гатчинского авиационного отряда. Чтобы доказать свою идею, авиатор в 1913 году на самолёте «ньюпор» выполнил эту сложную фигуру, которая вошла в историю отечественной авиации как «петля Нестерова». Произошло это в Киеве, над Сырецким полем. За выполнение этой авиационной фигуры Петра Николаевича наградили золотой медалью Киевского общества воздухоплавания. Спустя шесть дней после выполнения Нестеровым «мёртвой петли» её повторил француз Адольф Пегу. Именно последнее событие получило широкую огласку в прессе. В следующем году француз прибыл в Санкт-Петербург, чтобы продемонстрировать ещё раз эту авиационную фигуру. Раздосадованный Нестеров разослал в редакции газет телеграммы с информацией о том, что петлю уже давно и первым выполнил российский лётчик.

Воздушный таран

В начале Первой мировой войны Пётр Нестеров воевал на Юго-Западном фронте. Авиаотряд, начальником которого он был, принимал участие в боях за Львов. Кстати, тогда самолёт не воспринимался как боевая единица. Считалось, что главная задача самолёта – разведка. В начале войны воздушные бои были редкостью, а те, что происходили, велись с помощь карабинов и револьверов.

Пётр Нестеров считал, что самолёты должны сражаться с помощью тарана: вражеская машина должна быть сбита ударом сверху. Такая идея многим казалась самоубийством. Но высокая вероятность погибнуть не остановила авиатора. Он отстоял свою идею и осуществил таран на практике. Это произошло 26 августа (8 сентября) 1914 года. Нестеров пошёл на таран вражеского самолёта «альбатрос». Австрийский пилот барон Розенталь вёл воздушную разведку. Он поднялся на тяжёлом «альбатросе» на высоту и оказался недосягаем для выстрелов с земли. Нестеров кинулся наперерез австрийцу на лёгком «моране» и быстро настиг его. Изначально Пётр хотел ударить своим шасси по крылу «альбатроса», но не рассчитал скорость, попав винтом в хвост. «Альбатрос» упал. Но в этом воздушном бою погиб и Пётр Нестеров. Смерть пилота наступила ещё в воздухе от перелома позвоночника. В 1915 году лётчика посмертно наградили орденом святого Георгия IV степени.

Подвиги пилотов

Авиатора похоронили как национального героя. Противники России оценивали поступок Нестерова как самоубийство. Но это было далеко не так. Известный 27-летний лётчик, отец двоих детей погибать не собирался. Ему не повезло так, как повезло чуть позднее его соотечественнику Александру Казакову. В 1915 году Казаков пытался сбить вражеский «альбатрос» привязанным к своему самолёту крюком. После неудачной попытки это сделать, Казаков пошёл на таран по методу Нестерова и при этом остался жив.

Австрийские и немецкие лётчики повторять таран русских авиаторов не осмеливались. Только завидев готовую к атаке крылатую машину, они сажали свои самолёты и сдавались в плен.

Вторая мировая война показала – «таран Нестерова» далеко не отчаянное самоубийство. Советские лётчики неоднократно выполняли «мёртвую петлю» и шли на таран, делали это успешно и даже сохранили более половины боевых самолётов.

Память о покорителе неба Петре Нестерове достойно увековечена не только на страницах истории. Ещё в 1914 году на месте гибели лётчика установили монумент. А городок Жолква Львовской области, где это произошло, был переименован в Нестеров. На родине авиатора, в Нижнем Новгороде, ему также установлен памятник.