Первый в мире бомбардировщик доставил в Крым первую советскую авиапочту
Первый в мире бомбардировщик доставил в Крым первую советскую авиапочту
23 декабря 2016 - 18:01
Первый в мире бомбардировщик доставил в Крым первую советскую авиапочту 23 декабря 2016 - 18:01
Ирина Гуливатая

 

23 декабря Россия празднует День дальней авиации Военно-воздушных сил РФ. В декабре 1913-го совершил свой первый полёт легендарный отечественный самолёт «Илья Муромец». А спустя ещё год, 23 декабря 1914-го, по указу императора Николая II была сформирована первая в мире эскадра таких самолётов. Эту дату и принято считать днём создания российской дальней (стратегической) авиации.
«Илья Муромец» садится на аэродроме в Санкт-Петербурге, 1914 г. Во время полёта
пассажиры могли выходить на прогулочную палубу на крыше салона и даже ходить по крыльям
самолёта (это не нарушало равновесия «Ильи Муромца»). Фото: statehistory.ru

16 пассажиров, не считая собаки

Детище авиаконструктора Игоря Сикорского «Илья Муромец» стал первым в мире бомбардировщиком и первым пассажирским самолётом. Он впервые в истории авиации был оснащён отдельным от кабины комфортабельным салоном, спальными комнатами и даже ванной с туалетом. На «Муромце» имелось отопление (выхлопными газами двигателей) и электрическое освещение. По бортам располагались выходы на консоли нижнего крыла. Уже 12 декабря 1913 года самолёт установил рекорд грузоподъёмности – он поднял 1100-килограммовый груз на высоту 1 километр. (Предыдущий рекорд на самолёте «Соммер» составлял 653 кг.)  В феврале 1914 года Сикорский совершил на «Илье Муромце» полёт с 16 пассажирами и одной собакой на борту. Вес поднятого груза составил в тот день уже 1290 кг.

Размах крыла «Ильи Муромца» был равен 32 м, а полная площадь – 182 кв. м. 
Все основные детали самолёта были сделаны из дерева. Фото: statehistory.ru

В конце июля 1914 года Военное ведомство сделало заказ на 10 самолётов этого типа. К началу Первой мировой войны (1 августа 1914 года) было построено 4 «Ильи Муромца», и все они были переданы в армию, в императорский военно-воздушный флот. За всю войну данная эскадра совершила 400 боевых вылетов, сбросила 65 тонн бомб и уничтожила 12 вражеских истребителей.

Бомбардировщик «Илья Муромец» в РККА. В годы Гражданской войны Красная армия использовала 
«Илью Муромца» в борьбе против иностранных интервентов и белогвардейцев. «Муромцы» со звездами 
на фюзеляже громили войска Деникина на Дону и добивали с воздуха дивизии барона Врангеля в Крыму.
Фото: wio.ru

В Севастополь – с ценным грузом

Дореволюционная история «Ильи Муромца» с Крымом почти не связана. А вот после революции этот самолёт не раз бывал на полуострове: он использовался для перелётов на первой почтово-пассажирской линии молодой Страны Советов. В январе 1921 года по маршруту Харьков – Киев – Екатеринослав (Днепропетровск) – Севастополь отправился ценный груз – военная почта. Журнал «Вестник воздушного флота» писал: «Штабом красного Воздушного флота организована воздушная почта по линии: Харьков – Киев – Екатеринослав – Севастополь. Первые самолёты отправились 13 января, приняв исключительно почту особо срочного и секретного порядка». За первый месяц работы было совершено 15 рейсов. С мая линия была продлена до Москвы и стала почтово-пассажирской. Первыми пассажирами были важные чиновники, фельдъегери с государственной и военной почтой. За полтора года по этому маршруту было совершено 76 рейсов. Линию обслуживали 6 «Муромцев», сильно изношенных и с выработавшими ресурс двигателями, из-за чего уже 10 октября 1922 года её закрыли. За это время было перевезено 60 пассажиров и около 2 тонн грузов. Так было положено начало авиационной почте СССР – с 1921 года в стране заработала регулярная авиапочтовая связь.

Летающая лодка-амфибия S-43 Baby Clipper в Гонконге. 1937 г. Фото: airaces.ru

Американская амфибия в крымской воде 

След в крымском небе (и в Чёрном море) оставил и ещё один самолёт конструкции Сикорского. Речь идёт о так называемой летающей лодке, самолёте-амфибии S-43 Baby Clipper, созданном Сикорским в Америке (авиаконструктор эмигрировал в США вскоре после революции). В феврале 1935-го в США прибыла делегация советских самолётостроителей во главе с Туполевым. На фирме Сикорского им продемонстрировали опытный образец S-43. Амфибия заинтересовала Туполева, и Москва решила купить два таких самолёта для эксплуатации на Крайнем Севере. Один из этих самолётов прибыл в Ленинград весной 1937-го, откуда его почти сразу же перегнали в Севастополь для лётных испытаний. Поскольку самолёт предназначался для Главсевморпути, то испытания вели полярные лётчики Леваневский и Грацианский. Грацианский впоследствии писал: «Самолёт привлекал красивой обтекаемой формой, элегантностью, плавностью линий. В салоне стояли мягкие диваны на 15 пассажиров, имелся туалет и небольшая кухня».

В Чёрном море амфибию испытывали на так называемую мореходность, совершая посадки на волны различной высоты. Испытали S-43 и на дальность полётов – успешно облетели на нём весь Крымский полуостров. Испытания закончились в июле 1937 года, и S-43 перегнали из Крыма в Москву. И хотя после этого S-43 работал только на Крайнем Севере, во всей красе этот самолёт довелось увидеть всей стране: он случайно попал в кадры суперпопулярного кинофильма «Волга-Волга». Часть фильма снимали в Сарапуле, возле Камы, и как раз в то время, когда там проходили съёмки, S-43 совершил вынужденную посадку на реку из-за отказа сигнализации.