Первые дальнобойщики отправились из Крыма в Москву сто лет назад
Первые дальнобойщики отправились из Крыма в Москву сто лет назад
26 июня 2017 - 15:20
Первые дальнобойщики отправились из Крыма в Москву сто лет назад 26 июня 2017 - 15:20
Ирина Гуливатая

 

Летом на крымских дорогах, где и так не хватает места всем желающим, и вовсе становится тесно. Сто с небольшим лет назад, даже с учётом оживления в курортный сезон, автомобилей на полуострове было в тысячи раз меньше, да и ездили они по нынешним меркам со смешной скоростью. Однако проблемы, похоже, были такими же: нарушающие правила водители-лихачи и плохие дороги.
Вслед за первыми автомобилями в России появились и первые автошколы.
На снимке – учебные автомобили школы шофёров. Санкт-Петербург, 1912 год. aif.ru

Ретивые автомобилисты

В начале ХХ века автомобилей в Крыму было совсем немного. Например, в Симферополе в 1911 году насчитывалось 30 автомобилей, 10 «мотоциклеток» и 268 велосипедов. Интересно, что правила дорожного движения поначалу в каждом городе были свои. Скажем, симферопольскими ПДД запрещалась «езда в перегонки», по городу нельзя было ездить быстрее 5 км/ч, к управлению автомобилями допускались лишь люди, выдержавшие специальное испытание. А в Евпатории езда на автомобилях допускалась по центральным улицам со скоростью около 12 км/ч, на улицах шириной менее 6 м – 6 км/ч, на более узких ездить нельзя было вовсе. При проезде в местах скопления людей скорость требовалось уменьшить до шага лошади.

Первая Международная автомобильная выставка в Михайловском манеже в Санкт-Петербурге
в 1907 г. На снимке – один из экспонатов выставки, гоночный автомобиль «лорен-дитрих».
Кто не помнит, Козлевич в «Золотом телёнке» уверял Остапа Бендера, что его «лорен-дитрих» –
добрая машина. Ну а Бендер дал этой доброй машине имя «Антилопа Гну». foto-history.livejournal.com

С появлением первых правил дорожного движения появились и первые нарушители. Так, о феодосийских водителях в 1912 году можно было прочесть в прессе следующее: «Ретивые автомобилисты не знают никаких препон и держат себя здесь довольно свободно. На днях на углу Галлерейной и Генуэзской улиц автомобиль № 12 налетел на ехавшего на велосипеде приезжего гимназиста. Растерявшейся юноша успел всё же соскочить с велосипеда и отпрыгнуть в сторону. Машина же его была смята автомобилем и превратилась в нечто, неподдающееся никаким геометрическим определениям». 

Сходную картину можно было увидеть и в Алупке: «По узким алупкинским улицам с наступлением сезона быстро проносятся автомобили. Это или автомобили т-ва «Экспресс», уже прославившегося в Крыму своими катастрофами, или автомобили местных дачевладельцев. И те, и другие соперничают между собой в своей быстроте. Постановление главноначальствующего г. Ялты и ялтинского уезда о тихой езде автомобилей среди населённых местностей не исполняется в Алупке. И страшно смотреть на гуляющих часто без присмотра детей, которые могут легко попасть под вихрем несущийся автомобиль».

 Автомобиль Управления почт и телеграфов во дворе ялтинской почтовой станции. 1912 г.
foto-history.livejournal.com

Невозможное шоссе

В 1910 годах автомобили стали использовать и в качестве пассажирского междугородного транспорта. Первое в Крыму регулярное автомобильное сообщение между городами появилось в 1906 году, когда купец Сеферов приобрёл право на частный извоз собственным автомобилем по маршруту Симферополь – Евпатория. Стоимость поездки составляла 6 рублей с человека. Первый в Крыму маршрут регулярного автобусного сообщения Симферополь – Карасубазар (Белогорск) появился в 1909-м. Поездка на двенадцатиместном автобусе обходилась пассажиру в 3 рубля. Проезд на автомобиле из Феодосии в Судак стоил 5 рублей. Этот маршрут открылся в 1912 году, и газеты уверяли, что «ежедневно автомобили идут туда переполненными». Григорий Москвич в своём «Путеводителе по Крыму» (1913 г.) сообщает о следующих междугородных автомобильных маршрутах: «На автомобилях от Симферополя до Сак 2 р. 50 к. – З р. 50 к., до Евпатории 4-5 р., от Евпатории до Сак – 1,5-2 р.»; «Из Симферополя в Ялту отправляются в срочных автомобилях, в почтовых экипажах, на перекладных, в извозчичьих экипажах. Цены за проезд взимаются по утверждённой таксе: в автобусе до Алушты – 4 руб., а до Ялты – 8 руб., причём автобусы довозят до Алушты, откуда далее до Гурзуфа и Ялты ездят в легковых срочных автомобилях». Также Москвич упоминает об автомобильном сообщении между Феодосией и Старым Крымом: «От Феодосии проведены шоссейные дороги – на Старый Крым, Карасубазар и Симферополь, а также и на Судак. До Старого Крыма ходят мальпосты и автомобили». Однако в 1913 году автомобильное сообщение Феодосии со Старым Крымом временно пришлось остановить «ввиду совершенной невозможности ездить по казённому шоссе». «Состояние шоссе, и в особенности 11 версты его, до того невозможно, что движение автомобилей, да и вообще передвижение по шоссе стало прямо в этом месте опасным. Неоднократно обращались к заведующему шоссе, инж. Салтыковскому, с просьбой об исправлении указанного участка, но воз и ныне там. Об указанном предмете нам приходится повествовать каждый год в начале весеннего периода, но чтобы дело доходило до прекращения движения, этого мы положительно не запомним. Вот вам и совершенно неожиданный тормоз в деле развития сообщения со Старым Крымом, с таким трудом поставленном наконец на более правильную почву», – писали в местной прессе в 1913 году.

Двадцатиместный автобус Евпатория – Симферополь на евпаторийской улице, 1916 г.
kfinkelshteyn.narod.ru

Грузовики с устрицами

Больше ста лет назад отправились из Крыма и первые грузовые автомобили. Во всяком случае, в 1915 году в газете «Раннее утро» появилось такое сообщение: «Группа крымских капиталистов проектирует внести правильное грузовое автомобильное сообщение Крымского полуострова с Москвой. Предприятие, по расчётам предпринимателей, должно дать солидный дивиденд. В настоящее время в первую очередь предполагается отправить в Москву транспорт с фруктами, овощами и устрицами. В обратный рейс автомобили возьмут в Харькове уголь, сахар и другие товары, в которых в Крыму ощущается сильнейший недостаток. Пробег гружёных автомобилей от Симферополя до Москвы определён в четверо суток».

А двумя годами ранее, в 1911-м, в России начали появляться первые дорожные автозаправки: «С целью облегчения автомобильного туризма по России императорское российское автомобильное общество организовывает по главнейшим русским маршрутам ряд особых бензиновых станций. Пока эти станции будут на расстоянии 200 вёрст одна от другой. Бензиновые станции будут не только служить складами бензина и масла, но и карбид кальция, а по возможности и пневматических шин, инструментов и проч. Сложной организацией станций заведует член комитета императорского общества граф Ф. Ф. Берг, которому уже удалось устроить ряд станций в Прибалтийском крае».