Первая мировая в жизни полуострова
Первая мировая в жизни полуострова
28 июля 2017 - 15:01
Первая мировая в жизни полуострова 28 июля 2017 - 15:01
Ирина Гуливатая
Обстрел с моря, благотворительные билеты и женщина-герой
103 года назад, 28 июля 1914 года, началась Первая мировая война – один из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества. В результате войны прекратили своё существование четыре империи: Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская. Страны-участницы потеряли около 10 млн человек убитыми, 22 млн были ранены. А чем во время Первой мировой жил Крым, что происходило на полуострове?
Во время Первой мировой войны курорты Крыма были переоборудованы в лазареты. В апреле 1916-го
в Ливадии открылся лазарет императрицы Александры Фёдоровны, куда направляли самых тяжёлых
больных. К лету 1916 года на довольствии в ливадийском лазарете состояло 80 человек. ливадиец.рф

Трамвайный налог

31 июля 1914 года, в день, когда в России была объявлена всеобщая мобилизация в армию, по Пушкинской улице Симферополя проехал первый трамвай. Посмотреть на это долгожданное событие собрались толпы зевак. Да и желающих прокатиться было достаточно: накатались симферопольцы на 590 рублей. При этом билет 31 июля стоил целых 10 копеек (стоимость очень хорошего обеда) – собранные деньги решили отдать на благотворительные нужды: «в пользу семейств запасных и ратников ополчения, призванных на войну, и учащихся городской школы». Позднее отдавать часть «трамвайных» денег на благотворительность стали и в других городах страны. Так, осенью 1914-го в московскую городскую думу поступило «покрытое многочисленными подписями заявление обывателей Москвы о желательности повышения на одну копейку поездной платы на трамвае с тем, чтобы этот излишек отчислялся на оказание помощи раненым воинам и семьям запасных, призванных в ряды армии. Этот налог предлагается ввести на всё время войны».

Уведомление о бомбардировке

16 октября 1914 года из Феодосии в Москву ушла телеграмма: «Сегодня, в 7 час. 30 мин. утра, прибыл на рейд турецкий четырёхтрубный крейсер, по виду «Бреслау». Он спустил в порт паровой катер с двумя офицерами и матросами в турецких фесках. Они передали записку на английском языке на имя командира порта. В записке было краткое уведомление:

– Через два часа начнётся бомбардировка.

Населению предложено выезжать».  

На самом деле к Феодосии подошел другой крейсер – «Хамидие». Но обещание своё он выполнил: выпустил по городу около 150 снарядов, после чего проследовал к Ялте. Здесь крейсер артиллерийским огнем потопил пароход «Шура» и шхуну «Св. Николай», после чего вернулся в Константинополь.

Уже на следующий день, 17 октября, газеты сообщали: «По получении телеграммы о бомбардировке Феодосии, губернатор выехал на место. Из Феодосии много жителей с детьми выехали в соседний город Старый Крым, где губернатором сделано распоряжение о размещении прибывших и о предоставлении им продовольствия. Губернатором осмотрены повреждённые здания, две церкви, железнодорожное депо и фабрика Стамболи. В городе с уходом с рейда турецкого крейсера установлен полный порядок. Настроение жителей бодрое. Возвратился Государственный банк. Учёные заведения функционируют». 

Первый симферопольский трамвай, август 1914 г. (Бетлинговская – нынешняя ул. Калинина).
Фото из фондов Музея истории трамвая и троллейбуса предприятия «Крымтроллейбус».

Почему проснулся вулкан?

В августе 1914-го произошло солнечное затмение, и суеверные жители страны увидели в этом дурной знак – «предзнаменование каких-либо чрезвычайных событий в связи с военным временем». Однако у крымчан чуть раньше было и своё собственное, местное предзнаменование беды.  

«19 марта 1914 года в 50 верстах от Феодосии в 7 часов утра началось извержение кратера сопки Джау-тепе. Извержению предшествовал глухой подземный гул. Сначала из кратера стало вылетать в виде ракет синеватое пламя, затем повалил дым и, наконец, фонтаном полилась жидкая серая грязь, которую подбрасывало на высоту до 40 сажен (более 85 метров. – Ред.). Выброшенная сероватая грязь, сначала горячая, но быстро охладевшая, залила овраги и восемь десятин посевов. Кратер, бывший диаметром в аршин, после обвала представлял зияющую дыру в 20 сажен (почти 43 метра. – Ред.) в диаметре». Отзвуки проснувшегося грязевого вулкана были слышны за десятки верст по округе. В сторону селения начал двигаться огромный поток сопочной грязи, приведший в панику его жителей. К счастью, всё окончилось в течение получаса, но в народе ещё долго ходили разговоры о том, что вулкан проснулся не к добру.

Так выглядели первые билеты на симферопольский
трамвай. Фото из фондов Музея истории трамвая
и троллейбуса предприятия «Крымтроллейбус».

Самолёты из Белогорска

Во время Первой мировой вой-ны в Крыму делали военные самолёты. В 1913 году в Карасубазаре (современный Белогорск) появился «Первый крымский завод аэропланов», основанный дворянином Таврической губернии Адаменко. Основатель этого предприятия обучился пилотированию во Франции и, вернувшись в Крым, оборудовал в своем имении мастерские, где построил самолет типа «фарман». С началом войны завод Адаменко стал выполнять заказы Севастопольской военной школы авиации, производя запчасти для самолетов. Вскоре здесь начали выпускать и сами самолеты. В 1915-1916-м на «Первом крымском заводе аэропланов» были сделаны 10 самолётов «Фарман-IV».

Георгиевский крест – храброй жене

Воевать на фронт Первой мировой шли не только крымские мужчины, но и женщины. В 1915 году газеты рассказывали о жительнице Симферополя, женщине-героине Евдокии Тихонюк, награждённой Георгиевским крестом: «Узнав, что муж ранен, Евдокия Тихонюк пробралась с солдатским эшелоном на позиции. В это время муж её излечился и вступил снова в строй. Встреча с мужем произошла в траншеях. Увидев свою жену в солдатском одеянии, Тихонюк рассмеялся и разрешил ей остаться. Храбрая женщина исполняла обязанности телефониста и другие поручения. При отступлении она вынесла раненого мужа из сферы огня, за что и была награждена Георгием за храбрость».