Пережить эпидемию и сохранить бизнес: миссия выполнима
Пережить эпидемию и сохранить бизнес: миссия выполнима
13 апреля 2020 - 14:30
Пережить эпидемию и сохранить бизнес: миссия выполнима 13 апреля 2020 - 14:30
Антон Павлов
Как поддерживать и развивать своё дело в условиях коронавируса, нам рассказал бизнес-трекер, руководитель нескольких крымских компаний Илья Бардовский. За его плечами многолетний опыт консультирования в абсолютно разных сферах предпринимательства. Наш собеседник весь прошлый год занимался оптимизацией и автоматизацией процессов в малом и среднем бизнесе, поэтому, наверное, оказался чуть лучше других подготовленным к нынешней ситуации. Все его бизнес-процессы, включая маркетинг, переведены в онлайн. Тем не менее Илья принял ряд дополнительных мер, чтобы снизить потери, и теперь делится ими с нами.
Фото: Гала Амарандо

 

Совет № 1

Учитесь договариваться

– Одна из первых мер, которую мы приняли, – это составили с юристами письма нашим арендодателям, сослались на чрезвычайную ситуацию, форс-мажор и так далее. Нам удалось договориться на 30% скидку по арендной плате на несколько месяцев вперёд, а в некоторых случаях даже на 50%. Если честно, был очень удивлён адекватной реакцией на подобные обращения, безмерно благодарен нашим партнёрам за то, что они вошли в положение, – рассказывает Илья Бардовский.

 

Совет № 2

Берегите коллектив

– Все наши сотрудники были переведены на удалённую работу с понижением оклада на 50%. То есть никого не увольняли и не сокращали. Персонал отнёсся с пониманием, так как я предварительно провёл беседу и объяснил, что в ближайшую неделю выручка будет близка к нулю, нужно немного подождать. По зарплате пока используем резервы, которые у нас есть. Их хватит на пару месяцев. Многие мои коллеги отправили в неоплачиваемый отпуск сотрудников или вовсе уволили, – делится наш собеседник. – Но нам немного проще в этой ситуации, чем остальным, потому что мы уже давно работаем в режиме онлайн, все наши процессы оцифрованы, внедрена CRM-система (компьютерная программа для учёта сделок. – Ред.), что позволяет сотрудникам исполнять свои обязанности дистанционно. Тем, у кого таких систем нет, нужно обязательно внедрять и оцифровывать бизнес-процессы. Это позволяет оптимизировать и кадры в том числе. Если грамотно подойти к делу, то можно даже в обычных условиях использовать подобную систему, чтобы достигать тех же результов и решать те же задачи, но с меньшим количеством сотрудников.

 

Совет № 3

Оставайтесь на связи

– Сейчас очень важно, чтобы был хотя бы один дежурный менеджер в отделе продаж, который оперативно реагировал бы на все вопросы. Надо сохранять договорённости со всеми своими партнёрами или подрядчиками, – подчёркивает бизнес-трекер. – Мы сейчас консультируем и просто сохраняем контакты клиентов для возобновления деятельности. Очень надеемся на отложенный спрос.

 

Совет № 4

Не снижайте цены

– Сейчас многие будут пытаться ронять цены, грубо говоря, играть в демпинг. За исключением тех, кто занимается продажей продуктов, лекарств, масок и так далее. Все остальные, особенно сфера услуг, будут снижать цены, стараясь хоть что-то продать. Но это ошибка, не стоит этого делать. Лучше создать дополнительную ценность на свои услуги либо как-то их адаптировать под нынешнюю ситуацию, – считает Илья Бардовский. – Демпинг, особенно массовый, никогда ни к чему хорошему не приводил. Игроки будут ещё быстрее выпадать из рынка, если займутся демпингом.

 

Совет № 5

Ищите новые ниши

– Сейчас есть большой спрос на онлайн-образование и на доставку – это направление растёт кратно. Что касается онлайн-
обучения, в шесть раз вырос спрос на эти услуги, то есть стоит обратить на это внимание, – говорит эксперт. – Мы сейчас работаем над подготовкой школы продаж, но с учётом нынешних реалий уже настраиваем платформу для удалённого обучения. Вот один хороший совет для предпринимателей – ни в коем случае не сокращайте полностью расходы на маркетинг. Сейчас люди сидят дома, чтобы остаться на связи со своими потенциальными клиентами, просто нужно уйти в онлайн. Возможно, сократить расходы на наружную рекламу, видео и аудио, и перераспределить ресурсы на эффективные онлайн-каналы.

 

Совет № 6

Следите за качеством

– В любом случае кризисная ситуация закончится, и надо продолжать работать качественно. Недобросовестные компании и те, кто занимался демпингом, работая на грани закрытия, первыми попали под удары, и у них сегодня дело обстоит хуже всего, – уверен наш собеседник. – Я считаю, что минимум треть предприятий в сфере малого и среднего бизнеса закроется по всей стране в результате пандемии. И отбор произойдёт, в том числе по качеству оказываемых услуг.

 

Совет № 7

Работайте в команде

– Не нужно пытаться решать все проблемные моменты самостоятельно. Проводите мозговые штурмы, участвуйте в мастермайндах, общайтесь с партнёрами, обращайтесь к специалистам. Для этого существуют разные организации – «Опора России», Фонд поддержки предпринимателей и другие, где можно получить консультацию и узнать, как лучше действовать. И последний совет: не стоит верить в чудеса, волшебников или спецов, которые точно знают, что делать, и пытаются продать свои услуги. Сегодня на самом деле никто не знает, что и как делать. Точного рецепта нет, потому что такой ситуации на мировом рынке не было никогда, – подытожил Илья Бардовский.