Пациент всегда прав?
Пациент всегда прав?
04 июля 2015 - 12:00
Пациент всегда прав? 04 июля 2015 - 12:00
Кристина Безумнова

Куда обращаться гражданам с жалобой на врачей или медицинское учреждение 
Несмотря на то что в больницах и поликлиниках полуострова вроде бы как начали наводить порядок, случаи хамства, медицинские ошибки и наплевательское отношение к здоровью пациентов по-прежнему имеют место в крымских учреждениях здравоохранения. Куда жаловаться в таких случаях?

Общие правила 

В том случае, если пациенту не нравятся переполненные палаты, отсутствие ремонта в больнице, плохое обслуживание медперсонала, антисанитария или денежные поборы за то, что предоставлено по закону бесплатно, не говоря уж о врачебной ошибке, приведшей к ухудшению здоровья, нужно знать, куда, как и на кого жаловаться.

Итак, к любому медицинскому документу относитесь с вниманием. Обязательно собирайте и храните выписанные рецепты, кассовые чеки, результаты обследований и анализов. В ситуациях, когда доходит до судебного разбирательства, любой документ будет главным подтверждением. Целесообразно, чтобы на руках оставались оригиналы, а их копии находились в карточке.

Часто возникают ситуации, когда врачи назначают обследование или процедуры без объяснений. Если вы не смогли толком понять врача, то вправе просить объяснения в подробностях, так как от этого зависит ваше здоровье. Как указано в 30 статье 9 пункта Кодекса об охране здоровья граждан РФ, каждый гражданин вправе получать сведения касательно личных прав и обязанностей, а также о состоянии собственного здоровья. Врач должен разъяснить пациенту на доступном языке все подробности – что он выписывает и для чего. Если от врача вы не получили вразумительного объяснения, в таком случае можно смело обращаться к начальству: к завотделением, начмеду или главврачу. Часто случается, что врачи склоняют пациентов к хирургическому вмешательству. Если вы не уверены в его необходимости, стоит проконсультироваться с другими специалистами. Только при совпадении мнений нескольких врачей можно соглашаться на операцию.

В серьёзных случаях нужно заручиться группой поддержки: родными и друзьями. Хорошо, если они разбираются в медицине. Желательно, чтобы вас кто-то сопровождал на приём к врачу. А в ситуации спора или разбирательства ваши родные станут для вас свидетелями и в судебном заседании.

Чем обязаны?

В 1068 статье упомянутого кодекса говорится о том, что если юридическое лицо (больница) в лице сотрудника причинило ущерб гражданскому лицу (пациенту), то за это обязан отвечать наниматель (руководитель) лечебного заведения.

Каждый врач лично ответствен за определённые случаи: отклонение в медицинском обслуживании, доведение человека до смерти по неосторожности, нанесение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, недобросовестное отношение к своим обязанностям.

Куда пожаловаться?

Если что-то или кто-то в лечебном заведении вызвал ваше негодование, начинать нужно с администрации больницы и подать свою претензию в письменной форме. В жалобе нужно написать, по каким причинам вы обратились в администрацию, предмет недовольства, указать данные врача или медработника, на которых вы жалуетесь.

Если у вас претензии к грязи в лечебном учреждении, нарушению режима в палатах, отсутствию или качеству уборки, нечистой посуде при больничной столовой, а также к нарушению общих норм санитарии, тогда стоит обратиться в органы санэпиднадзора.

Каждое государственное лечебное заведение обязано предоставлять услуги, которые пациенты должны получать бесплатно – они финансируются страховыми фондами. Если за такие услуги требуют плату, нужно подавать претензию в Фонд обязательного медстрахования. Куда обратиться и где он расположен, указано в страховом полисе. Жалоба подаётся в свободной форме, в ней должны быть указаны данные больницы и заявителя.

Туда же обращайтесь, если было назначено неправомерное лечение, нанесён вред здоровью или по тем же причинам произошла потеря близкого человека. Также страховщику необходимо жаловаться, если вам отказали в предоставлении медицинской помощи.

В страховых компаниях работают эксперты, которые обязаны по жалобе провести экспертизу и сообщить, имел ли право врач действовать соответствующим образом. В любом случае страховая компания обязательно назначает проверку и выясняет, оправдана ли жалоба и кто понесёт ответственность.

Весьма результативным будет и обращение в Росздравнадзор. Отправить жалобу можно по почте, а также в виде электронного письма по Интернету. Если у вас на руках имеются ответы от управления лечебного заведения или органов здравоохранения, стоит приложить их копии к вашему письму.

Кстати, для защиты ваших прав существует прокуратура. По предъявленной претензии прокуратура проводит проверку. В случае необходимости сама прокуратура может довести дело до суда. Впрочем, пожаловаться на врача или больницу можно и напрямую в суд, но обязательно заручившись поддержкой специалистов в вопросах здравоохранения.

Стоит жаловаться и в Мин­здрав РФ, там есть сразу несколько «горячих линий» – телефон, электронная почта и обычная почта. Как указано на сайте Минздрава, обращения принимаются «по вопросам оказания медицинской помощи». Как правило, Минздрав «спускает» жалобы вниз в подведомственные организации для разбирательства и ответа. А на действия врачей районных поликлиник и «скорой помощи» также можно жаловаться в региональный департамент здравоохранения, в нашем случае – крымский Минздрав.

Каждый российский пациент обладает правом на:

► уважение и гуманность в отношениях, 

► свободный выбор врача, 

► консультации и консилиум, 

► обезболивающие средства и процедуры, 

► анонимность информации, 

► добровольное соглашение для информирования публично, 

► отклонение медицинского вмешательства, 

► предоставление достоверной информации, 

► услуги дополнительного медстрахования, 

► полноценное возмещение за причинённый вред, 

► непосредственное ознакомление с медицинскими документами, 

► оспаривание незаконных действий.