«Открой Россию»: Путевые заметки. Смоленская версия
«Открой Россию»: Путевые заметки. Смоленская версия
28 января 2019 - 17:40
«Открой Россию»: Путевые заметки. Смоленская версия 28 января 2019 - 17:40
Борис Седенко

"Крымская газета" продолжает рубрику «Открой Россию», в рамках которой знакомит крымчан с нашей необъятной страной. В этот раз вместе с партнёром «Газеты» – изданием «Главная тема» (г. Смоленск) расскажем о некоторых достопримечательностях Смоленска.

Бытует мнение, что путешествие – затратное удовольствие, которое требует не только много средств, но ещё и времени. Однако за впечатлениями не всегда надо ехать далеко. В Смоленске есть что посмотреть. Некоторые объекты можно посетить и вовсе бесплатно. При этом масса положительных эмоций гарантирована.

У каждого, кто побывал в смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе, с этим местом связаны свои воспоминания. На кого-то произвело неизгладимое впечатление убранство храма, а кто-то здесь присутствовал на обряде венчания или богослужении. Сейчас собор стал, как принято говорить, визитной карточкой города. Именно поэтому в любое время года сюда устремляются туристы. Наиболее знающие из них, выходя из храма, обязательно поворачивают налево и попадают на смотровую площадку, с которой город виден как на ладони.

В соборе хранятся три святыни, и судьба каждой из них неразрывно переплетена с историей России. Это прежде всего Смоленская икона Божией Матери. Первую икону привёз в Смоленск ещё Владимир Мономах. Однако во время Великой Отечественной образ бесследно исчез. Сейчас мы видим список (копию) иконы, подаренный городу в начале XII века Борисом Годуновым. Долгое время она висела над вратами в Смоленск (они тоже не сохранились). Из-за непогоды, снега и дождя образ постоянно приходилось дописывать и обновлять. Несколько лет назад икону забрали на реставрацию, специалисты сняли все верхние слои и вернули образ Одигитрии Смоленской в таком виде, в каком её лицезрели наши предки.

Вторая святыня – плащаница, выполненная в середине XVI века рукодельницами мастерских Ефросиньи Старицкой. А третья – железные сандалии Меркурия Смоленского, небесного покровителя города. Сохранилось предание, что до тех пор, пока доспехи святого мученика Меркурия находятся в Смоленске, Царица Небесная будет хранить город от всех бед и зол.

Первым пунктом тура стал музей смоленской полиции, который был открыт в 2015 году в Культурном центре УВД. Попасть сюда можно по предварительной записи, а для организованных групп, в том числе и детских, устраивают бесплатные экскурсии. В музее на двух этажах представлена история становления и развития органов внутренних дел на протяжении почти 400 лет. Каждый из девяти залов выполнен в стиле той эпохи, которой он посвящён.

Более шести тысяч экспонатов и документов полицейские собирали по крупицам и из разных источников. В музее можно увидеть, как выглядел сотрудник полиции 200 лет тому назад, узнать, что происходило с органами правопорядка на стыке эпох и что представлял из себя кабинет сыщика XIX века. Это одна из изюминок музея. Его интерьер и обстановка навеяны книгами о приключениях Эраста Фандорина. Мебель аутентичная. Стол и телефон – XIX века. Картотека также подлинная, правда, ХХ века. Ещё совсем недавно она стояла в одном из кабинетов управления уголовного розыска небезызвестного здания на ул. Дзержинского, 13.

Немало труда стоило создателям музея собрать информацию о несостоявшемся в 1944 году покушении на Иосифа Сталина (основные документы попали в органы госбезопасности). Особую роль в этой истории сыграл рядовой лейтенант, сотрудник Кармановского отдела милиции Николай Ветров, который остановил диверсантов для стандартной проверки документов. У тех всё было в порядке: и бумаги, и полная грудь орденов. Насторожило милиционера только одно: незадолго до этого в районе прошёл сильный дождь, а путешественники были в сухой одежде, потому что прилетели на самолёте. И если бы не наблюдательность милиционера, неизвестно, чем бы всё это закончилось.

Имя ещё одного смоленского милиционера также вошло в историю. Историю Смоленска. Речь идёт о постовом Курицине. 12 лет (с 1943-го по 1955-й) он нёс службу у «дома под часами», где смоляне нередко назначали встречи и свидания. Влюблённые подчас опаздывали и передавали постовому записки для адресатов. А чтобы послания не терялись, сержант нашил на своей шинели множество кармашков. Вещи легендарного постового сегодня можно увидеть в музее.

Закончилась наша мини-экскурсия посещением хутора Флёново. Его название неразрывно связано с именем меценатки, коллекционера, владелицы имения Марии Тенишевой. Её жизнь называют путём к храму. Имея в виду храм в честь сошествия Святого Духа, который был задуман ею как фамильная усыпальница, а стал памятником большой любви. Храм при жизни Тенишевой так и не был завершён и освящён, как она того желала. Но остался потомкам на память о великой женщине.

Князь Вячеслав Тенишев – второй муж Марии Клавдиевны (урождённой Пятковской) – утверждал, что, когда услышал пение будущей супруги, понял, что именно с этой женщиной хочет связать свою судьбу. Так и случилось. Князь купил у Екатерины Святополк-Четвертинской, подруги Марии Клавдиевны, имение Талашкино и спустя какое-то время после свадьбы переселился с супругой сюда.

Княгиня много времени и сил отдала образованию крестьянских детей, развитию местной сельскохозяйственной школы. Сейчас здесь музей. Для сегодняшних школьников будет интересно услышать, чему учились их сверстники более века назад, а взрослые восхитятся, узнав, как всё было продумано. Дети находились на полном обеспечении Тенишевой. Княгиня придерживалась прогрессивных взглядов на образование и считала, что все дети талантливы, необходимо только талант этот разглядеть и развить. Помимо занятий в школе, ребята трудились в мастерских. Руководить ими Мария Клавдиевна пригласила художника Сергея Малютина, который жил здесь несколько лет. Именно по его проекту построен музей, куда она  передала собранную ею коллекцию предметов русской старины. Малютин же выступил архитектором храма. А автором внутренних росписей храма и мозаики над входом «Спас Нерукотворный» стал художник и философ Николай Рерих.

В 1919 году Мария Клавдиевна навсегда покинула Россию уже без мужа – князь скончался в 1903-м. В 1928 году княгиня обрела последний приют на кладбище в пригороде Парижа. В 2008 году она «вернулась». Рядом с «Теремком» ей установили памятник. И у всех приезжающих сюда создаётся впечатление, будто сама хозяйка радушно встречает гостей.

Кстати, усадьба Флёново вошла в федеральный маршрут «Романтика дворянских поместий земли Смоленской». В карту маршрута включено также посещение усадьбы Хмелита в Вяземском районе и Новоспасское в Ельнинском районе. И это отличная тема для следующих путевых заметок по-смоленски или идея для ваших собственных путешествий.