От свечки до АЭС
От свечки до АЭС
06 декабря 2015 - 19:16
От свечки до АЭС 06 декабря 2015 - 19:16
Ирина Гуливатая

 

Как на полуострове в прошлом веке электроэнергию добывали 
Первая в Крыму электростанция была пущена в 1896 году, в Симферополе, но она давала ток лишь для освещения Дворянского театра и центральных улиц крымской столицы.
Балаклавская ВЭС.

Симферопольский электростарт 

В августе 1901‑го по поручению городской управы были рассмотрены технические данные «двух центральных электрических станций для освещения торговых и обывательских помещений в городе Симферополе». Их состояние было найдено удовлетворительным, и разрешена эксплуатация. Станции были маломощными: первая – на 48 000 Вт, вторая – 44 400 Вт. Они позволяли освещать наиболее крупные магазины, гостиницы, дома зажиточных горожан, обеспечивали работу телеграфной и телефонной сетей. Первые электрические фонари осветили улицы Симферополя 1 июня 1914 года. Что касается всего остального полуострова, то фактически до начала 1930 годов крымские города и сёла вечером погружались во тьму. Электричества не было даже в портах – для обеспечения в первую очередь их работы в 1930‑х были запущены две крупные для того времени электростанции в Севастополе и Керчи. Первая в Крыму высоковольтная линия электропередач Севастополь – Симферополь вступила в строй в 1930 году. В то время Севастопольская электростанция была самой мощной на полуострове.

Разрушенная Балаклавская ВЭС. 

Уникальным был проект электрификации созданных в Крыму еврейских административных районов. На деньги, выделяемые американским фондом «Джойнт», к 1936 году 55 из 85 еврейских колхозов были электрифицированы. Для сравнения, в целом по стране в то время электрифицированы были лишь 3% колхозов.

Ловцы ветра 

Революционным стало решение строить в Крыму ветроэлектростанции. В 1931‑м была построена экспериментальная Балаклавская ветроэлектростанция – она стала второй по счёту ВЭС в СССР. По своим размерам и техническим характеристикам (диаметр ветроколеса 30 м, мощность 100 кВт при скорости ветра 10 м/с, высота башни 25 м) эта станция не имела себе равных даже за границей. Балаклавская ВЭС, в частности, давала электроэнергию для трамвайной линии Балаклава – Севастополь. Но проработала недолго – в 1942‑м была разрушена при бомбёжке.

Проект Крымской ВЭС на Ай-Петри.

В 1932 году был объявлен всесоюзный конкурс на проект Крымской ветроэлектростанции, способной обеспечить электроэнергией всё южное побережье полуострова. Главными претендентами на победу в нём были коллективы двух специализированных научных учреждений. Но параллельно с ними над собственным проектом Крымской ВЭС трудился человек, приговорённый к трёхлетней ссылке (ссылку, к счастью, потом заменили работой в особом бюро по проектированию угольных предприятий). Человека звали Юрий Кондратюк, а арестовали этого гениального изобретателя-самоучку за то, что он без единого гвоздя (это и вменялось ему в вину как вредительство – мол, хотел, чтобы всё рухнуло) построил в сибирском городе Камень-на-Оби самый большой в мире деревянный элеватор для зерна. (Элеватор, кстати, простоял до 1990‑х и сгорел во время пожара.) Вместе с архитектором Николаем Никитиным Кондратюк предложил поставить железобетонную мачту высотой 165 м в четырёх километрах от вершины Ай-Петри и разместить на ней два трёхлопастных пропеллера-ветродвигателя диаметром 100 м каждый. Кондратюк задумал станцию в 12 МВт, равной которой по мощности нет в мире и поныне. Не случайно этот проект и сегодня является предметом профессионального интереса специалистов, в том числе и иностранных. Сама башня представляла собой железобетонную трубу диаметром 6,5 м с лестницей и двумя лифтами внутри. В вертикальном положении башня должна была удерживаться тремя растяжками из восьми стальных канатов каждая.

«Стакан» на Ай-Петри. Конец 1930‑х.

В 1937‑м на Ай-Петри появился железобетонный «стакан» – фундамент для мачты. Но в том же году умер нарком Орджоникидзе, лично поддерживавший проект, и начались «расследования» подшефных ему объектов. Проект признали ошибочным – никто не мог поверить, что при ураганном ветре мачта не упадёт. В 1938‑м строительство прекратили. Юрий Кондратюк погиб на фронте. Николай Никитин через 30 лет построил Останкинскую башню, использовав при этом инженерные решения, разработанные Кондратюком. А железобетонный «стакан» до сих пор стоит на Ай-Петри.

«Стакан» на Ай-Петри, наши дни. 

Щёлкинская неудача 

В 1980‑х в Крыму решили построить первую в СССР экспериментальную солнечную электростанцию – СЭС‑5. Она должна была стать резервным источником электричества для Крымской АЭС. В Щёлкино, в центре большого поля диаметром 500 метров, была расположена башня высотой 89 метров, в верхней части которой находился паровой котёл. Башня была окружена 1600 гелиостатами – зеркальными отражателями, каждый площадью 25 кв. м. Гелиостаты были оборудованы электрическими приводами. Управляющая работой ЭВМ при помощи электроприводов корректировала положение гелиостатов таким образом, чтобы в любой момент времени все отражённые солнечные лучи были направлены строго на котёл. После нагрева воды в котле пар из котла подавался на турбину, которая вращала ротор генератора. Так солнечная энергия превращалась в электрическую. Запущена станция была в 1986 году. Общая стоимость её строительства составила около 29 млн рублей. За время до остановки в начале 90‑х СЭС‑5 выработала около 2 млн кВт/ч электроэнергии. После распада СССР, проработав пару лет, экспериментальная станция была закрыта за ненадобностью и отсутствием финансирования, зеркала гелиостатов и парогенератор сданы в металлолом. Единственное, что осталось, – это руины башни да заброшенный гигантский «круг» зеркального поля. Одновременно с солнечной и вблизи неё в Щёлкино была построена и экспериментальная ветроэлектростанция. Сегодня она также заброшена. Что же касается самой Крымской АЭС, которая должна была просто «залить» полуостров электроэнергией, то пуск её первого реактора предполагался в 1989 году. Но экономическая ситуация в стране и трагедия в Чернобыле привели к тому, что к 1987 году проект сначала приостановили, а в 1989-м – окончательно закрыли при готовности первого блока в 1000 МВт на 85%.