
Всё меняется, канал остаётся
Причём даже в том случае, если не будет дополнительного притока. Что касается водохранилищ, завязанных некогда на Северо-Крымский канал, то сегодня их запасов гарантированно хватит северным регионам Крыма до конца 2015 года. К тому же, как страховку Госкомитет по водному хозяйству и мелиорации использует и подземные воды для поддержки резерва. Именно поэтому, как говорят в комитете, сейчас речи об ограничениях для населения – о режимном водоснабжении для крымчан – не идёт.
Кстати, опасения насчёт постепенного разрушения опустевшего Северо-Крымского канала не подтвердились…
Андрей Лисовский, зампредседателя Госкомитета по водному хозяйству и мелиорации, уверяет:
– У нас есть соответствующие службы, которые ведут мониторинг технического состояния дамб, полотна Северо-Крымского канала и так далее. Я скажу, что он находится в том техническом состоянии, в котором был до прекращения подачи воды. Есть соответствующие специалисты, есть соответствующие службы. Если будет политическое решение Украины подать воду, мы готовы принять её и обеспечить подачу воды в тех же объёмах… Для этого ни технических, ни проблемных вопросов с трудовым коллективом нет.
Пруд частный, вода в нём – государственная!
И хотя, как говорят в Госкомитете, для аграриев альтернативы Северо-Крымскому каналу в северном и центральном районах республики нет, в план полива на 2015 год от местных водных источников включены почти 14 тысяч га орошаемых земель.
Андрей Лисовский:
– Но то, как были построены системы, а они построены под большую воду, малым орошением это не заменить. Можно где-то точечно решать эти вопросы за счёт прудов и подземной воды, но не в глобальном плане.
И хотя ставки на возможности крымских прудов специалисты Госкомитета не делают, тем не менее стоит напомнить, что с советского времени в республике существует порядка 1800 прудов. Цифра внушительная, и дело просто за их эффективным использованием. В своё время они строились как каптаж – ловушки для воды местных родников. При этом, что принципиально, строились для нужд крымских аграриев. Но сегодня, как известно, большая их часть перешла где в аренду, а где и в частную собственность. Как отмечают в Госкомводхозе, противоречий между арендой, частной собственностью и поливом сельхозполей нет.
Андрей Лисовский объясняет:
– Если какой-то собственник земли хочет производить полив, процедура известна: он должен получить соответствующее разрешение, оформить решение о предоставлении водного объекта – вода находится в собственности Российской Федерации. То есть вода и из арендованных прудов может использоваться для полива… А решение на пользование водой – бесплатное.