Опасные одиночки
Опасные одиночки
24 ноября 2015 - 14:02
Опасные одиночки 24 ноября 2015 - 14:02
Кристина Курочкина

 

Диверсанты существуют не только в кино, и противостоят им такие же профессионалы
Одним из самых боевых и продвинутых подразделений Черноморского флота является отряд специального назначения по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами. 
По одной из версий, в 1955 году, линкор «Новороссийск» погиб в результате диверсии.

Командует отрядом восемь лет капитан 2-го ранга Александр Локтионов. Отменный боксёр, он в совершенстве владеет восточными единоборствами и в экстремальной ситуации, если потребует обстановка, может вступить в схватку с двумя и даже тремя противниками – силы ему не занимать. Так что рядовым членам отряда есть на кого равняться. 

Недавно отряд отметил свой очередной день рождения. И в очередной раз гости отряда вспоминали, насколько он был востребован все 47 лет существования.

Боевые пловцы, подводные диверсанты… О них мы знаем больше из приключенческих кинофильмов. Но мало кто сомневается, что они на самом деле существуют. И значит, с ними нужно бороться. Именно этим занимаются бойцы отряда спецназначения. Это случилось почти тридцать лет назад, с 5 на 6 июня 1986 года на границе двух африканских государств, в порту N. О том, что в этот порт зайдут кубинское судно «Гавана» и два советских – «Капитан Чирков» и «Капитан Вислобоков», знали, по идее, только кубинский лидер Фидель Кастро и президент СССР Михаил Горбачёв. Когда корабли, гружённые оружием и боеприпасами, зашли в порт, три группы диверсантов получили задание: затопить суда и вывести из строя порт. Им предстояло взорвать хранилище топлива, мост (прервав тем самым сообщение порта со страной), высоковольтную линию электропередач. Почти все задуманное они выполнили, подорвав и три корабля. «Гавана» перевернулась, а советские суда были лишь притоплены, заблокировав подход к портовому причалу. Единственное – они не взорвали мост. Вот что сделали три группы из шести подготовленных диверсантов каждая. Так что действуют подводные террористы не только в кино. 

Порт не работал больше месяца. Местные власти взялись восстанавливать хранилище топлива, линию электропередач. Но самым сложным было разминировать расчётливо затопленные у причала корабли с оружием и боеприпасами. Мины были с самым совершенным механизмом неизвлекаемости, попытка снять их с корпуса судна грозила взрывом. Сработай такая мина, и два советских судна, на борту которых находилось в общей сложности 22 тысячи тонн боезапаса, взорвали и уничтожили бы не только порт, но и город. 

Вот тогда и призвали на помощь специалистов Черноморского подводного отряда борьбы с подводными диверсантами, силами и средствами (ПДСС), как он тогда назывался. Группу возглавил командир отряда капитан 1-го ранга Юрий Пляченко. 

Юрий Пляченко вспоминает: 

– Позвонил начальник штаба ЧФ. Через 15 минут я должен был сообщить состав командируемой в Африку группы. Отправить туда можно было только добровольцев. Добровольцами оказались все. Я отобрал тех, кто недавно вернулся с боевой службы в Эфиопии. Люди имели опыт работы в жарком климате, тропических водах, кишащих акулами, умели бороться с этими хищниками. К тому же им не нужно было проходить акклиматизацию. 

Кстати, о нахождении таких маленьких групп (один мичман и три моряка срочной службы) далеко за пределами Родины (они пребывали в кратере потухшего вулкана на одном из островов Красного моря) знали даже не все члены Военного совета флота.

…После тщательного осмотра мин Юрий Пляченко пришел к выводу, что работать на заминированных кораблях можно. Нужно было вначале заделать пробоины, откачать воду, выгрузить боезапас и уж после этого разминировать суда. Пляченко брал на себя огромную ответственность.

– Мины были из титанового сплава, – вспоминает Пляченко, – это очень высокотехнологичное производство. Казалось, «взять» их невозможно. 

Связались с Москвой, там сказали: «Вам на месте виднее». Пришлось искать нестандартные пути. Мину с «Вислобокова» оторвали контрвзрывом. А обезвредить мину с «Чиркова» помогла… выросшая за это время ракушка. Она блокировала очень важный штырек, который приводил в действие взрывной механизм… 

Это всего одна история из жизни бывшего командира отряда, награждённого тремя орденами, в том числе двумя Красной Звезды. Ему приходилось работать в Никарагуа, Анголе, Персидском заливе… А что же сегодня? 

Сегодня этот отряд востребован и усилен, как никогда. Владимир Путин во время приезда в Севастополь побывал на территории отряда и возложил цветы к памятнику защитникам города. Министр обороны Сергей Шойгу познакомился и побеседовал с командиром отряда Александром Локтионовым. После Крымской весны отряд усилили новыми катерами серии «Грачонок». В отряде появилось много нового оборудования.

Как и прежде, мужество, самоотверженность личного состава отряда помогают преодолевать трудности и с честью выполнять воинский долг, защищая интересы страны. В том числе и от диверсантов.