Они спаслись в воздухе, но были убиты на земле…
Они спаслись в воздухе, но были убиты на земле…
06 сентября 2015 - 21:03
Они спаслись в воздухе, но были убиты на земле… 06 сентября 2015 - 21:03
Ирина Шапар

 

«Газета» узнала судьбу пропавшего экипажа Ил‑2 
В мае этого года мы писали о необычной находке – поднятом в 2015 году со дня Чёрного моря в районе посёлка Черноморское советском штурмовике Ил‑2 («В музей – в маске и с аквалангом» от 13 мая). Предполагалось, что экипажу самолёта вряд ли удалось выжить. Однако в «Газету» обратились люди, которым известна судьба пилотов. Что знают о трагедии местные жители и какие тайны скрывают найденные обломки самолёта, разбиралась «Газета».
Фото: Сергей Мальгавко

Только факты 

Весной 1944 года на территории Крыма велись ожесточённые бои за освобождение полуострова. В наступательной операции было задействовано 470 000 советских военных. Одни с почестями вернулись домой, другие пали на полях сражений, но есть и третьи – те, о судьбе которых ничего не известно и по сей день…

Наша справка

Ил‑2 – самый массовый боевой самолёт в истории, было выпущено более 36 тысяч штук. Штурмовик был создан в ОКБ‑240 под руководством Сергея Ильюшина, первый полёт состоялся в 1939 году. Серийное производство Ил‑2 началось в феврале 1941 года, а закончилось в 1945‑м.

Конструкторы называли разработанный ими самолёт летающим танком, а солдаты вермахта прозвали его чумой. Ил‑2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в советско-японской войне.

л‑2 был сбит фашистской артиллерией в марте 1944 года, и только в 2013 году самолёт был обнаружен в 15 км от берега в районе посёлка Черноморское. Он был перевёрнут кабиной вниз, а одно крыло находилось в стороне. Поднять штурмовик с 28‑метровой глубины удалось только этой весной. Останков экипажа, а он состоял из пилота и стрелка-радиста, в кабине не оказалось. Историки предположили, что лётчики успели катапультироваться.

– Судя по модификации данного самолёта, он был одним из участвовавших в таком авианалёте. Учитывая, что на нём было обнаружено большое количество повреждений от зенитных установок, он был подбит с берега артиллерией, не долетел до Скадовска и упал в море в 15 км от берега, – рассказал заведующий отделом подводной археологии государственного бюджетного учреждения «Черноморский центр подводных исследований» Виктор Вахонеев.

Цифра

Более 2,5 тысячи памятников историко-культурного наследия покоится на дне Чёрного моря вдоль берегов Крымского полуострова.

Один из руководителей экспедиции по подъёму затонувшего штурмовика Михаил Шевчук предположил, что пережить крушение экипажу, скорее всего, не удалось. Впрочем, он оказался не прав.

О милосердии, предательстве и смерти 

Эту историю Людмила Верещагина слышала много раз. В годы вой­ны её двоюродная тётя Ефросинья Еремизина жила с двумя сыновьями в Черноморском районе Крыма. Однажды в её двери постучались двое неизвестных. Незнакомцы рассказали, что они советские лётчики и их самолёт был сбит фашистами. Издалека увидев свет в окнах, они пришли за помощью. Женщина, конечно же, впустила героев. Вскоре к ней зашла соседка, которая всю оккупацию работала на немцев, была их переводчиком. А почти сразу после того, как незваная гостья ушла, в дом ворвались фашисты. Они забрали и лётчиков, и приютившую их женщину. Все трое были расстреляны. Уже после войны их безымянную общую могилу раскопали, после чего тела были с почестями перезахоронены во дворе церкви в Черноморском.

К сожалению, семейная легенда не сохранила имён погибших лётчиков. Их предстоит установить учёным. На фюзеляже и винте штурмовика сохранились номера. По ним можно идентифицировать самолёт, а затем и личности членов экипажа.

Штурмовик вновь погрузился в пучину 

Окрестности мыса Тарханкут – излюбленное место крымских дайверов. Именно здесь власти полуострова решили создать подводный музей памяти. Сюда для сохранности попадает техника и прочие габаритные напоминания о войне, которые нельзя полностью реставрировать. Не стал исключением и Ил‑2.

Перед погружением со штурмовика сняли приборы и вооружение. Их передали на реставрацию в феодосийский реставрационно-выставочный центр подводной археологии. В дальнейшем эти предметы станут экспонатами наземного музея при подводном парке.

Черноморский центр подводных исследований будет и дальше искать затонувшие корабли и военные катера времён Великой Отечественной войны и концентрировать их в одном месте, чтобы люди могли их видеть и помнить о героических поступках наших отцов и дедов.