Где в Крыму преподают греческий, что такое День Охи и другие интересные факты об одном из древнейших народов полуострова
Где в Крыму преподают греческий, что такое День Охи и другие интересные факты об одном из древнейших народов полуострова
20 октября 2016 - 16:00
Где в Крыму преподают греческий, что такое День Охи и другие интересные факты об одном из древнейших народов полуострова 20 октября 2016 - 16:00
Антон Павлов

 

Греки  – один из древнейших народов Крыма. И хотя сейчас их на полуострове немного, греки внесли большой вклад в создание того Крыма, каким мы его знаем. Именно они начали выращивать здесь виноград и делать вино, они построили здесь первые здания и города, вырастили первые сады и стали первыми рыбаками в прибрежных водах.
Разрушенный храм села Лаки.

Гонения на крымских греков

Пальму первенства у греков могли бы забрать тавры или кочевники – киммерийцы и скифы, но они растворились в мировой истории. Греки же живут в Крыму и поныне.

После революции и Гражданской войны часть их предпочла вернуться на историческую родину, в Крыму их осталось 23 тысячи (3,3 процента населения). В годы Великой Отечественной войны греки страдали от оккупации наравне с другими – в 1942 году за поддержку партизан гитлеровцы полностью уничтожили греческое село Лаки в Бахчисарайском районе. Тем не менее в 1944 году 15 тысяч крымских греков были выселены на Урал, в Казахстан и Узбекистан вместе с армянами, болгарами, крымскими татарами и представителями других народностей.

2646 греков, согласно последней переписи населения (в 2014 году), живёт в Крыму.

Только в 1956 году грекам разрешили покидать места ссылки. Они живут нынче по всему Крыму, но большая часть осела в Симферопольском районе и Симферополе. На полуострове сегодня 15 греческих национально-культурных обществ и религиозных общин.

Национальная кухня
Пирог с мясом

Вам потребуется:  слоёное тесто – 1 кг, мясной фарш – 500 г, сыр – 250-300 г, брынза – 250-300 г,   укроп – 1 пучок, петрушка, зелёный лук – по вкусу, яйцо – 1-2 шт., лук репчатый – 2 шт.

Для начинки: фарш обжарить до готовности, 2 луковицы обжарить и добавить в фарш. Сюда добавляем тёртый сыр и брынзу, всю порезанную зелень, сырые яйца. Если брынза очень солёная, то солить, может, и не придётся, попробуйте.

Разворачиваем рулон слоёного теста, укладываем половинку на противень, сверху выкладываем начинку, второй половиной теста накрываем. Края тщательно защипываем. Вилкой несколько раз прокалываем сырой пирог. (Верх смазать яйцом для красоты.)

Выпекаем в разогретой духовке до золотистого цвета. Время приготовления: около 30 мин.

Балаклавский греческий батальон.

Приезжайте в Чернополье

Греки – православный народ. Они отмечают праздник Успения Пресвятой Богородицы, на Пасху красят яйца и пекут куличи…

Есть у греков и необычный праздник – День Охи. Греческому правительству 28 октября 1940 года было предъявлено требование позволить итальянским войскам войти на территорию Греции и занять «стратегические позиции» (порты, аэродромы и пр.) в противном случае была бы объявлена вой­на. Как утверждают, ответ был краток: «όχι», то есть «нет». Утром 28 октября греческое население независимо от политиков вышло на улицы, скандируя «охи». С 1942 года этот день отмечается как День Охи. 

Стоит ЗНАТЬ
Язык философов и поэтов

К сожалению, на полуострове не так много мест, где преподают греческий язык. Например, школа № 3 в Старом Крыму. Здесь около 70 детей изучают греческий язык как иностранный. Факультативно преподают греческий в ялтинской «Школе будущего» № 2 и в симферопольском офисе ОО «Региональная национально-культурная автономия греков Республики Крым «Таврида» (см. адреса на интерактивной карте). 

Словарь:

здравствуй(-те) – я су (сас)

до свидания – я су (сас)

доброе утро – калимэра

добрый вечер – калиспэра

спокойной ночи  – калинихта

как тебя зовут? – пос сэ ленэ?

Да – нэ

нет – охи

хорошо – кала

плохо – халья

спасибо – эфхаристо

пожалуйста (просьба) – паракало

 

В Крыму есть греческий культурно-этнографический центр «Карачоль» (Белогорский район, с. Чернополье) – это воссозданная греческая усадьба середины XIX века. В экспозиции музея представлены предметы быта, одежда, вышивки, старинные фотографии. В центре села возвышается церковь Святых равноапостольных Константина и Елены, и местные жители свято соблюдают все храмовые праздники. Особо торжественно отмечается 3 и 4 июня Панаир – праздник, посвящённый святым Константину и Елене. 14 января отмечается день святого Василия – Ай-Василь – греческий Новый год.

А в этом году в Ялте 7-9 мая состоялся первый Всероссийский молодёжный фестиваль греческой культуры «Крымский маяк». Его целью стало создание культурной площадки для объединения молодёжи, укрепления межконфессиональных и этнических взаимоотношений.

Факты и предположения
  • Идея переселения христиан, в том числе греков, из Крыма после Кючук-Кайнарджийского мира (заключение Кючук-Кайнарджийского мирного договора 1774 года, по которому Крымское ханство объявлялось независимым от Османской империи, но попадало в зависимость от империи Российской) принадлежала, по одной версии, Григорию Потёмкину, по другой – командующему русскими войсками в Крыму графу Петру Румянцеву. Официального разрешения на это со стороны императрицы Екатерины не существовало, так как она не могла распоряжаться подданными другого государства.
  • В XVIII веке греки жили более чем в 80 населённых пунктах, четверть из них была горожанами. Их поселения были на Южном берегу и в горах, а занимались они ремеслом, торговлей, рыболовством, самыми разными отраслями сельского хозяйства. Ханская перепись движимого имущества, составленная при переселении крымских греков в Приазовье, показывает, что материальное благополучие основной их массы было достаточно высоким.
  • В первой половине XIX века греческая крымская колония продолжала существовать, насчитывая около трёх тысяч человек. В их число можно включить и переселенцев с островов Греческого архипелага, которые воевали с турками на стороне России. По указанию Потёмкина из них был сформирован Балаклавский батальон, который нёс охрану побережья от Севастополя до Феодосии с центром в Балаклаве. От этой группы переселенцев пошли так называемые балаклавские греки.
  • В период расцвета крупнейших греческих городов на полуострове население Херсонеса, например, по различным оценкам, составляло от пяти до 20 тысяч человек, Феодосии – шесть-восемь тысяч человек, а в Боспорском царстве со столицей в Пантикапее проживало 150-200 тысяч человек, хотя как минимум половину из них составляли варвары.
  • В начале XIX века греческих школ на полуострове насчитывалось больше, чем русских, татарских и армянских вместе взятых. А знаменитая Ливадия была основана Ламбро Качони (Ламбросом Кационисом), национальным героем Греции, флотоводцем и полковником русской армии. Он был родом из Левадии – городка в Центральной Греции. В честь него и назвал свои земли в Крыму.