О колонизации Марса, спрятавшихся планетах и чрезвычайно большом телескопе
09 апреля 2015 - 15:33
О колонизации Марса, спрятавшихся планетах и чрезвычайно большом телескопе 09 апреля 2015 - 15:33

12 апреля весь мир празднует День космонавтики. О последних открытиях, совершённых учёными на космической ниве, – в сегодняшних научных новостях.

Сто смельчаков

Проект Mars One, главной целью которого является колонизация Марса начиная с 2024 года, объявил об отборе 100 кандидатов для первого полёта на Марс – 50 мужчин и 50 женщин. Среди них оказались пятеро россиян. Это уже третий этап отбора потенциальных участников. Изначально о своем желании присоединиться к экспедиции заявили 202 586 человек. На втором этапе их осталось 660. Теперь, после онлайн-интервью, в списке кандидатов на полёт остались 100 человек. Свои резюме присылали желающие со всего мира. В результате в отобранную сотню вошло 39 кандидатов из Северной и Южной Америки, 31 кандидат из Европы (в том числе пятеро из России), 16 из Азии, 7 из Африки и 7 из Океании. В процессе дальнейшего отбора участники должны будут пройти тренировку-копию будущего марсианского аванпоста.

Есть сигнал!

Учёным из Лондонского университета королевы Марии и Хартфордшира удалось зафиксировать сигнал с предположительно обитаемой планеты Gliese 581d. В 2014 году учёные из Пенсильвании отвергли сам факт существования этой планеты, считая её открытие ошибкой, а идущие от неё сигналы – игрой света и магнитных излучений, которые при пересечении создают своеобразный космический шум. Однако британские исследователи категорически не согласны с таким подходом американских коллег. Им удалось выяснить, что сигналы имеют цикличность и повторяются с интервалом в несколько месяцев. По мнению британцев, Gliese 581d – это первая планета, похожая на Землю. Планету обнаружили ещё в 2007 году на орбите звезды Gliese 581. Она расположена на расстоянии 20 световых лет от Земли, в два раза больше нашей планеты и, по мнению учёных, может быть обитаемой! На ней с большой долей вероятности присутствуют атмосфера, благоприятный температурный режим и сила тяжести. А главное – подтверждается вероятность нахождения на планете воды в жидком состоянии.

Кто там, за Плутоном?

Плутон лишился своего статуса планеты в 2006 году, после того как Международной астрономической ассоциацией было утверждено определение планеты. И вместо привычных девяти планет Солнечной системы в современных учебниках астрономии теперь фигурируют восемь. Однако и это число может претерпеть изменения. Ученые из Мадридского университета Комплутенсе (Испания) считают, что в Солнечной системе есть ещё две планеты, которые астрономам пока открыть не удалось. По мнению исследователей, эти планеты размером с Землю или крупнее, а прячутся они за Плутоном. Если предположения учёных окажутся верными, количество планет в Солнечной системе снова вырастет, а учебники вновь придётся переписывать.

Самый-самый телескоп

К 2025 году на горе Сьерро-Армазонес в чилийской пустыне Атакама будет построен «Европейский чрезвычайно большой телескоп» (The European Extremely Large Telescope, сокращённо E-ELT). Диаметр зеркала нового телескопа составит 39,3 м, а толщина – 50 мм. Зеркало будет создано из 798 шестиугольных сегментов. Новый телескоп сможет собирать в 15 раз больше света, чем телескопы, существующие на данный момент. Кроме того, он будет оснащён особой оптической системой, которая позволит компенсировать влияние земной атмосферы. Более сотни учёных из всех европейских стран работали над концепцией телескопа с конца 2006 года, помогая проектному бюро ESO определить его характеристики, стоимость, составить программу работ и оценить соответствующие риски. Разработка конкретного плана строительства телескопа началась ещё в 2007 году. Согласие на строительство самого большого телескопа в мире было дано Советом Европейской южной обсерватории (международной исследовательской организации, членами которой являются 15 стран) в июне 2012 года. Однако утрясти некоторые финансовые вопросы удалось только в конце 2014 года – и строительство наконец началось. Уровень затрат, в том числе и на формирование всей необходимой инфраструктуры, составит порядка 1,05 млрд евро. Новый телескоп будет на порядок превосходить все существующие и станет самым мощным в мире телескопом наземного базирования.