О банках с воздухом, брендовых мастерах и любимом варенье Ивана Айвазовского
О банках с воздухом, брендовых мастерах и любимом варенье Ивана Айвазовского
28 февраля 2020 - 13:38
О банках с воздухом, брендовых мастерах и любимом варенье Ивана Айвазовского 28 февраля 2020 - 13:38
Крымские ремесленники издавна славились самобытными изделиями из металла, кожи, дерева и других материалов. Забыто ли дело прадедов? На какую поддержку могут рассчитывать народные умельцы? Каков он, современный крымский сувенир? На эти и другие вопросы ответил директор Крымского центра народных художественных промыслов и ремёсел Павел Ермоленко.
Фото: Наталья Сомова

Истина в вине…

– Россия во всём мире ассоциируется с традиционным сувениром – матрёшкой. А что может стать сувенирной визиткой Крыма?

– Наш регион один из самых многонациональных в России. Мы имеем огромное разнообразие исторических и культурных слоёв. И назвать какой-то один или даже два-три традиционно крымских сувенира практически невозможно. Это будет неправильно. Кстати, мы проводили опрос посетителей одной крупной московской выставки на тему, какие сувениры они чаще всего везут из Крыма. Ответ большинства был крайне простой: вино. То есть Крым, в основном, ассоциируется с виноделием. Я считаю, что это неплохо. Иногда изготовление вина можно отнести к ремесленной деятельности, как и крафтовых сыров. Кстати, есть постановление Совета министров РК, где определены направления деятельности, которые в нашем регионе относятся к ремесленным. Но этот перечень требует корректировки.

– Чем ещё полуостров может удивить туристов?

– Надо понимать, что сувенирный рынок как таковой в обывательском понимании разделён на два сегмента. Первый – это рынок высокооборотных недорогих, чаще всего китайских сувениров. Такие продаются в том числе и в европейских странах. Будучи в Голландии, я купил сувенир – классические нидерландские кломпы (деревянные башмачки) и на обороте прочитал: Made in China. То есть Китай адаптирует свои сувениры под конкретный регион. Поэтому и наши предприниматели, которые занимаются продажей сувенирной продукции в курортных районах Крыма, с целью получить большую прибыль продают в основном всё-таки китайскую продукцию.

Второй сегмент рынка, отдельная ниша – это изделия ручного труда народных художественных промыслов и ремёсел. И мы работаем над тем, чтобы она была заполнена именно крымской продукцией. Людей, которые хотят заниматься её изготовлением, обучаем, поддерживаем, продвигаем, чтобы они могли конкурировать с китайской сувениркой. Мастеров, занимающихся производством изделий с преобладанием доли ручного труда, мы популяризируем как бренд. Потому что, как известно, изделие мастера с именем стоит дороже, чем такое же, но изготовленное безымянным умельцем. Соответственно, наша задача – помочь большему числу крымских мастеров стать брендовыми.

– Каким образом?

 – Целевая аудитория таких мастеров народных промыслов и ремёсел – это VIP-клиенты. И наша задача – вывести умельца на площадку, где бы он мог с такими клиентами пересечься, встретиться. Это федеральные московские вставки, другие знаковые мероприятия. Крымские мастера участвуют в ежегодных выставках изделий народных промыслов – «Ладья», «Подарки», «РусАртСтиль», где экспонируется продукция ручного производства, я бы сказал, дизайнерская.

 – И какими шедеврами наши мастера представляют Крым на международном и всероссийском уровне?

– В основном преобладают крымскотатарские и славянские керамические изделия, поскольку Крым имеет многовековую историю их производства. У нас, например, есть печи для обжига керамики XII века. Их нашли в селе Морском близ Судака. И второй большой пласт – это ювелирные изделия ручной работы. Есть люди, которые специально приезжают в Крым, чтобы приобрести не просто сувенир, а изделие народных промыслов у конкретного мастера. Из тех, кто не пойдёт, извините, на набережную торговать своей продукцией, поскольку она действительно уникальна и имеет премиум-цену. И мы помогаем им. В прошлом году мы издали первый том энциклопедии народных художественных промыслов и ремесёл Крыма, где рассказали об истории развития ремесёл в регионе и о некоторых современных мастерах, которые делают высокохудожественные вещи, с указанием их координат. Ко многим талантливым умельцам постоянные клиенты уже протоптали дорожку. Например, всё больше растёт интерес к изделиями золотошвей на крымскотатарскую тематику. Таких в других регионах точно нет.

Наш культурный код

– В чём залог успеха того или иного изделия?

– Специфика Крыма заключается в разнообразии сувенирной продукции. Каждый, кто к нам приезжает, может найти приемлемый для себя вариант. То ли это будет керамическое изделие, то ли ювелирное, то ли резьба по дереву… А хочет человек увезти консервную банку с крымским воздухом – это его право. Красивую ракушку? Пожалуйста. Но, как правило, типичный для полуострова сувенир имеет какую-то привязку либо к природным достопримечательностям (горам, бухтам), либо к историческим, архитектурным или событийным. Всего этого у нас в достатке. Приехал человек посмотреть замок «Ласточкино гнездо» – покупает его сувенир-копию, побывал на джаз-фестивале в Коктебеле – приобретает безделушку с логотипом мероприятия, понравился ему Аю-Даг – магнит с изображением Медведь-горы увезёт домой. А ещё надо понимать, что продаётся не столько само изделие, а я бы сказал, культурный код местности, страны. Например, Московский кремль у всех ассоциируется с местом, где сосредоточена власть нашего государства. И сувениры с его изображением, мини-копии Кремля, пользуются успехом у туристов. В Крыму этот культурный код может проявиться самым необычным способом. Был случай: в Феодосии, недалеко от галереи Айвазовского, женщина продавала в баночках варенье из инжира, и у неё его никто не покупал. Но, когда на столике, где стояли баночки с этим продуктом, она написала, что это любимое варенье Айвазовского, размели сразу. На самом деле всё очень просто: хорошо продаётся не просто сувенир, а история. А в Крыму она на каждом шагу. К тому же рынок недорогих сувениров высокооборотный. Сувениры – это всегда про деньги.

– А утраченные ремёсла в Крыму есть?

 – Мы пытаемся их возрождать, поначалу хотя бы информационно. Например, в своё время в Крыму было широко развито производство изделий из каракуля и валяние. Сегодня у нас есть несколько мастеров, которые используют технику валяния. Они делают разнообразную продукцию – от дизайнерских валенок до кукол и других сувениров. Также в Крыму на протяжении веков было хорошо развито производство изделий из сафьяна, переплётное дело. К сожалению, сейчас мало кто этим занимается. Хотя в тех же библиотеках переплётчики на вес золота. Поэтому мы сейчас возрождаем обучение этим технологиям. Наша задача – сформировать обучающую среду, в которой тот, кто хочет, мог учить, а тот, кого это заинтересовало, мог учиться. Для этих целей и существует наш центр, на площадке которого всё и происходит. На прошлой неделе, например, прошёл мастер-класс для детей-сирот, которых привезли со всего Крыма. Мы обучили их технике валяния и плетения из сосновых иголок.

 – Мастеров, желающих обучить своему ремеслу других, у нас много? И вообще, талантливы ли крымчане? Руки у них, как говорится, растут откуда надо?

– Очень талантливые люди у нас живут. И мастеров, работающих в различных направлениях народных промыслов и ремесёл, очень много. Есть люди, которые работают дома, но очень хотят передать кому-нибудь свои знания и умения. Например, Иван Иванович Калько, которому 74 года, – талантливейший мастер резьбы по дереву, он сейчас ищет учеников. Бесплатно готов обучать их, делиться секретами мастерства.

– А интерес к такому обучению проявляют?

– Конечно. В прошлом году мы впервые провели фестивали «Возрождение» и «Лепота». В нынешнем они тоже запланированы. Как и международный фестиваль «Остров Крым», который уже 10-й год подряд проходит в республике в конце августа – начале сентября. Каждый раз его организуют в новом регионе полуострова. Это феерическое зрелище: мастера на открытом воздухе проводят обжиг больших, с человеческий рост скульптур из керамики. Для этого строится уличная печь, само изделие ставится на неё сверху и выполняет одновременно роль трубы, через которую проходит огонь. И, когда температура достигает 1200°С (как правило, это происходит уже ночью), изделие раскаляется добела или докрасна, у зрителей дух захватывает. «Остров Крым» давно известен за рубежом, поэтому на него приезжает много иностранцев. В прошлом году у нас были гости из Индии и Болгарии. На этот фестиваль люди едут в основном целенаправленно. А те, кто серьёзно интересуется народными промыслами, даже отпуск свой планируют исходя из даты его проведения.

Из Крыма с любовью

– Обращаются ли за помощью в Центр народных художественных промыслов и ремесёл в выборе подарков и сувениров официальные делегации Крыма, которые едут в другую страну или регион?

– Нас давно уже рассматривают и воспринимают как подарочный фонд, где закупаются изделия крымских мастеров. И это нормальная практика. Например, очень востребованы светящиеся карты Крыма, которые изготавливает Алла Банщикова. На Новый год государство закупило несколько десятков таких карт. Это отличный представительский подарок. Наши чиновники, которые едут с визитом куда-то, тоже нередко просят присмотреть им что-то оригинальное из работ наших мастеров.

– И что чаще всего приобретают?

– (Улыбается) Я не буду раскрывать всех секретов. Сейчас, к примеру, таким подарком является энциклопедии народных художественных промыслов и ремесёл Крыма. Но мы не магазин, а скорее выставочная галерея. Поэтому у нас часто бывают различные бизнес-миссии, которые приезжают в Крым. Мы тесно работаем со всеми министерствами и ведомствами. Любой человек может приобрести в центре понравившуюся работу того или иного мастера или с нашей помощью связаться с ним.

– Среди мастеров народных промыслов и ремёсел больше женщин или мужчин? С какими проблемами сталкиваются те, для кого это стало не только творчеством, но и делом всей жизни?

– Если брать декоративно-прикладное искусство, то в основном в этом направлении работают женщины. Мужские ремёсла – это резьба по дереву, гончарное и кузнечное дело. Хотя Крымским отделением ассоциации кузнецов руководит женщина – Юлия Кузнецова. В то же время совершенно уникальные вещи делает, например, мастер резьбы по скорлупе яиц, где требуется не столько сила, сколько сосредоточенность, инженер по образованию Александр Рыжевский.

Практически у всех мастеров существует проблема сбыта своей продукции. Особенно у тех, кто делает штучный товар. Понятно, что есть у нас брендовые народные умельцы, слава о которых идёт, как говорится, впереди них. Чтобы заполучить их уникальные изделия, выстраивается очередь. И есть мастера, которые тоже изготавливают прекрасные штучные изделия, но пока ещё находятся на пограничной стадии создания своего имени, бренда. Им, как никому, нужна поддержка – технологическая, маркетинговая. И мы как подведомственное Министерству экономики учреждение всячески им в этом помогаем, раскручиваем. Снимаем о них документальные фильмы, которые можно посмотреть в открытом доступе в Интернете, рассказываем о них на различных форумах, пишем в энциклопедии народных художественных промыслов и ремесёл Крыма. Ведь они работают не только на имидж полуострова, но и на его экономику. Сегодня ремесленничество – это особый вид малого бизнеса. Наши народные мастера – это люди, которыми можно и нужно гордиться. Неслучайно их неповторимые изделия даже в нынешнее технократическое время находят своих ценителей и покупателей. Красота мало кого оставляет равнодушным.