Новые предметы и борьба с поборами: что ждать в новом учебном году
Новые предметы и борьба с поборами: что ждать в новом учебном году
01 сентября 2017 - 09:01
Новые предметы и борьба с поборами: что ждать в новом учебном году 01 сентября 2017 - 09:01
Елена Гоголева

 

Какой новый предмет появится в школьном расписании, будут ли изменения в итоговой аттестации, за что должны и не должны платить родители.
Фото: Владимир Прошкин

Новое и хорошо забытое

По словам профильного министра Ольги Васильевой, в этом году девятиклассникам придётся продемонстрировать устное владение русским языком. Для этого школьникам предложат прочитать небольшой рассказ или отрывок, а затем обсудить прочитанное с учителем. Такое собеседование станет своеобразным допуском к итоговой аттестации.

Других значимых изменений в учебном процессе не ожидается, разве что с 1 сентября у старшеклассников появится новый предмет – астрономия. Наука о звёздах незаслуженно покинула школьное расписание в 1991 году. А теперь она триумфально возвращается. И не случайно. Как отметила министр, не может не изучать астрономию страна, первой отправившая человека в космос. С нового учебного года на науку о звёздах отведут 35 часов, изучать её можно будет на базовом и углублённом уровнях.

Кроме того, глава Минобрнауки отметила, что считает полезным опыт учебных комбинатов, которые в советские времена были главной формой трудового обучения и профессиональной ориентации. Их, по мнению Васильевой, следует вернуть в современные российские школы.

– Мы сейчас очень серьёзно, я бы сказала, жёстко рассматриваем вопрос профориентации наших школьников. Это необходимо. В ближайшее время мы найдём решение, – сказала министр.

 

О школьных поборах замолвите слово

Говорили родители и о наболевшем – о поборах в школах. Несмотря на постоянные заверения чиновников всех уровней, что затраты на ремонт не должны ложиться на плечи родителей, в некоторых школах по-прежнему предлагают папам и мамам скинуться на новые окна, краску или, к примеру, парты. В этом вопросе Ольга Васильева категорична.

– Ни о каком ремонте за счёт родителей и речи быть не должно. Вопрос о поборах нужно решать внутри самой школы – для начала и с руководством муниципалитета, который является её учредителем, – отметила глава Минобрнау-ки, добавив, что каждый отдельный случай должен рассматриваться правоохранительными органами.

А вот с просьбами о приобретении рабочих тетрадей не всё так просто. Если тетрадь входит в федеральный перечень, она должна предоставляться бесплатно. И точка. Но если учитель считает необходимым использовать иные пособия, он должен аргументированно объяснить родителям, для чего нужны именно они.

Согласна с коллегой и министр образования, науки и молодёжи Республики Крым Наталья Гончарова, которая в беседе с представителями родительской общественности полуострова отметила:

– Школа в обязательном порядке обязана обеспечить учащихся учебниками и учебно-методической литературой, необходимой для образовательного процесса, в рамках учебной программы, выбранной школой или конкретным учителем. Закупка дополнительных материалов (рабочих тетрадей и прочего) является необязательной и остаётся на усмотрение родительской общественности, которая абсолютным большинством имеет право принятия решений о необходимости тех или иных затрат.

Кстати, проблемой поборов в школах активно занимаются не только чиновники и правоохранители, но и общественные организации. Так, недавно Общественная палата РФ открыла горячую линию для жалоб на случаи незаконного сбора денег с родителей. На неё граждане могут сообщить о просьбах сдавать деньги или покупать что-то для нужд школы. Обратиться на горячую линию можно по телефону 8-800-737-77-66. Звонок бесплатный из любого региона России. Время работы: пн-чт с 9:00 до 18:00, пт с 9:00 до 16:45.

 

Большое количество, низкое качество

Сегодня в федеральном перечне рекомендованной учебной литературы без малого 1,4 тысячи на-именований. При этом многие издания далеки от идеала: в одних мало практических заданий, другие написаны сложно, третьи и вовсе неинформативны. Это отмечают и педагоги, и родители, и даже сами школьники. Ольга Васильева проблемы не отрицает. По её словам, уже ведётся работа над экспертизой нового поколения учебников. Предполагается, что по каждому предмету оставят лишь две-три книги: базового и углублённого уровня.

Особенно тщательная проверка ждёт учебники великого и могучего, которые сегодня буквально пестрят заимствованиями вроде «шопинга», «ингредиента» и «паркинга».

– Мы будем делать всё возможное, чтобы эти слова как можно реже встречались в текстах, это действительно недопустимо. Приведу замечательную цитату Ивана Тургенева: «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, значит оскорблять здравый смысл». Я обещаю, что экспертиза учебников будет делать всё возможное, чтобы эти слова исчезли, – подчеркнула глава Минобрнауки. Она напомнила, что на площадке Дискуссионного клуба на сайте Минобрнауки РФ идёт обсуждение качества учебников, в котором могут принять участие педагоги из всех регионов. Уже собрано большое количество пожеланий и замечаний, и в связи с активностью участников обсуждения оно закончится не 31 августа, как планировалось, а продлится ещё две недели сентября.

 

Тайное станет явным?

Защита персональных данных – штука полезная и нужная. Но порой в погоне за соблюдением медицинской тайны мы теряем драгоценное время. Поэтому Ольга Васильева настаивает на необходимости передачи существенной информации о здоровье и хронических заболеваниях детей педагогам. Это может помочь, если ребёнку вдруг станет плохо на уроке.

– Если есть проблема – а сейчас абсолютно здоровых детей нет, – мы всё-таки должны иметь полное представление, что и как с ребёнком может быть, – пояснила свою позицию глава Минобрнауки, добавив, что не настаивает на автоматической передаче данных из медицинских карт в школу. Информирование учителей о состоянии здоровья их подопечных может происходить в том объёме, который сочтут нужным родители.

 

Особенные школы для особенных детей

Вопрос развития инклюзивного образования не сходит с повестки дня не первый год. Но это, что называется, палка о двух концах. Одни родители с воодушевлением воспринимают идею обучения особенных детей наравне с остальными ребятами. Другие опасаются, что учителям массовой школы может банально не хватить знаний и опыта для успешной работы с детьми-инвалидами. И краткосрочные курсы повышения квалификации не всегда способны эту проблему решить. Вот родители и переживают, не обернётся ли дальнейшее развитие инклюзивного образования закрытием коррекционных школ. Впрочем, такие опасения беспочвенны, заверила Ольга Васильева.

Она подчеркнула, что число учебных заведений для детей с особенностями развития останется прежним, ни одна из 1764 коррекционных школ с прошлого года не была закрыта. При этом развитие инклюзивного образования остаётся важной задачей. По данным Васильевой, 11 тысяч школ в этом учебном году примут детей на инклюзивное обучение.

 

Do you speak English?

– Нам что-то надо менять в преподавании иностранных языков в российской школе. С учётом того количества времени, которое уделено английскому языку, мы должны хорошо говорить, писать, читать и понимать, – отметила Ольга Васильева. И констатировала, что большое количество часов, уделённых на изучение иностранного языка, не даёт должного результата. При этом министр подчеркнула, что английский является языком международного общения, поэтому тот, кто его не знает, теряет очень многое.

Частично исправить ситуацию в Минобрнауки рассчитывают с помощью  введения обязательного итогового экзамена по иностранному языку в 9-м классе. Такая инициатива сейчас рассматривается в ведомстве. Ведь ни для кого не секрет, что старшеклассники старательно изучают те предметы, по которым их ждёт экзамен, а на остальных уроках многие позволяют себе полениться. Отметим, что с 2022 года иностранный язык станет обязательным для сдачи в форме ЕГЭ.

 

Жить, а не выживать!

Пожалуй, ни одна встреча Ольги Васильевой с представителями общественности не обходится без вопросов об учительской зарплате. Педагоги по всей стране мечтают сравняться в уровне доходов со своими столичными коллегами. К сожалению, сегодня выровнять зарплату учителей разных регионов не представляется возможным. Но есть и хорошая новость: средняя зарплата учителей и преподавателей неуклонно растёт.

Так, по данным министра, на сегодняшний день заработная плата учителей общего образования составляет 38,6 тысячи рублей, в среднем профессиональном образовании – 35,4 тысячи рублей. Самой же высокой оказалась зарплата в высшем образовании, добавила Ольга Васильева.

– В среднем по стране преподаватели вузов получают 61 тысячу рублей. Это средняя для профессорско-преподавательского состава, средняя по стране, – пояснила глава Минобрнауки.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ В TELEGRAM >>>