Николай Долгачёв: Хочется быть причастным к этому масштабному  проекту
Николай Долгачёв: Хочется быть причастным к этому масштабному проекту
14 июля 2017 - 11:12
Николай Долгачёв: Хочется быть причастным к этому масштабному проекту 14 июля 2017 - 11:12
О работе Общественного совета по строительству Крымского моста, чаяниях керчан  и экоконтроле
Чтобы мнение каждого в Крыму и на Кубани было услышано, а диалог со строителями уникального объекта был конструктивным, чуть более года назад был создан Общественный совет по строительству моста через Керченский пролив. Его председателем стал известный тележурналист, а ныне директор ГТРК «Калининград» Николай Долгачёв.  О том, какие вопросы и проблемы решают члены совета, он рассказал в эксклюзивном интервью «Крымской газете».
Директор ГТРК «Калининград» Николай Долгачёв. Фото: facebook.com

В защиту человечности

– Николай, возглавлять работу совета – дело хлопотное. Тем более совмещать с работой директора телерадиокомпании. Почему согласились, если не секрет?

– Просто хочется быть причастным к этому самому масштабному, самому крутому, если хотите, проекту. Хочется чем-то помочь.

– Сейчас строители уже начали укладывать асфальт, он какой-то особо прочный или обычный? Наблюдать за качеством строительства моста члены совета могут? 

– За качество строительства отвечают различные технические службы проекта Крымского моста. Таких служб на стройке достаточно. Это их работа. У нас несколько другая задача – решать социальные вопросы, волнующие местных жителей и связанные с проектом. Тем не менее мы всегда можем приехать на стройплощадку, наблюдать за ходом работ, чтобы потом поделиться своими впечатлениями с теми, кому это 
интересно.

– Со строителями моста каким-то образом контактируете, их проблемы в той или иной степени совет уполномочен решать?

– Общественный совет стал своеобразным мостом между людьми – теми, кто строит мост, и теми, для кого его строят. Наша задача – донести до участников этого большого проекта все чаяния местного населения, просьбу каждого. Стараемся это делать. Большие стройки – это ведь не только огромные перспективы для целых регионов, но иногда и серьёзные сложности для людей, которые живут рядом. Хотя бы потому, что жизнь у них серьёзно меняется. А представляете, как непросто поменять место жительства? И как непросто иногда жить возле большой стройки? Мы объясняем это строителям и чиновникам. Требуем, чтобы и они это учитывали. Все понимают, что работать нужно не только быстро и качественно, но и человечно. Это очень важно.

Встреча членов Общественного совета на стройке века. Фото: Most.life

Всё под контролем

– Как формировался состав членов совета? По какому принципу отбирались кандидатуры?

– Впервые речь о совете зашла в марте 2016 года, буквально через месяц после начала строительства Крымского моста. На оперативном совещании на острове Тузла на одном из участков строительства президент Владимир Путин выступил с идеей создать такой совет. В Крыму и Краснодарском крае это предложение поддержали сразу. Все помнят совет, который активно работал, когда шла подготовка к Олимпиаде в Сочи. Он хорошо себя зарекомендовал и был действительно полезным. Учитывая олимпийский опыт, мы начали собирать команду совета по строительству Крымского моста. Лично для меня участие в этом стало большой радостью и большой честью. И это не громкие слова. Честно признаюсь, что мечтал принять участие в этом историческом проекте. Я твёрдо знаю, какое огромное геополитическое, экономическое и социальное значение имеет этот мост для нашей страны. Я видел это, когда работал в Крыму, в крымском корпункте ВГТРК до, во время и после Крымской весны. Тогда я познакомился со многими неравнодушными людьми, которые любят свою страну, много сделали для неё и заслужили всеобщее уважение. К слову, это далеко не публичные люди. И большая удача, что они сегодня в составе Общественного совета. Причём они очень живо откликнулись на это предложение. Никто не отказался. Хотя все понимали, что предстоит большая и сложная работа. В состав совета вошли представители природоохранных и общественных организаций, историки, деятели культуры и искусства, власти, бизнеса, средств массовой информации. Среди них – президент Крымской академии наук Виктор Тарасенко, руководитель Центра занятости населения Керчи Вадим Кутузов, российские космонавты, Герои России – уроженец Балаклавы Антон Шкаплеров и уроженец Симферополя Олег Котов, член Совета при Президенте России по межнациональным отношениям Эскендер Билялов, заведующий научно-исследовательским отделом «Крепость Керчь» Юрий Белик, директор Таманского музейного комплекса Александра Афанасьева.

На Крымском мосту начали укладывать асфальт. Фото: Most.life

– А кого ещё из известных личностей удалось заполучить, привлечь к работе в совете?

– Членами совета также стали телеведущая, уроженка Феодосии Лариса Вербицкая, певица, уроженка Керчи Алёна Свиридова, депутат Государственной Думы спортсмен Николай Валуев. Уже при первой встрече было чёткое понимание, что эти люди ждут Крымский мост и очень хотят, чтобы масштабное строительство принесло больше пользы, а проблемы, которые так или иначе могут возникнуть в ходе этой стройки, обязательно должны решаться с учётом интересов людей.

– Совету доверили вести общественный контроль реализации масштабного проекта. Как это осуществляется на практике?

– Работа совета – это не только заседания, которые, как правило, широко освещаются в СМИ. Это постоянная работа с населением. Это и встречи на местах, и работа над вопросами, которые поступают по электронной почте. Это и личная почта каждого участника совета, и обратная связь на сайте Крымского моста мост.рф.

– Какой из вопросов сегодня для совета наиболее острый?

– Это реализация программы расселения людей из санитарно-защитной зоны Крымского моста. Мы этот вопрос с самого начала контролируем. Это более 80 семей. Это более 80 личных историй, где важно учесть интересы каждого. Ведь переезд из дома, в котором родился, это стресс, особенно для пожилых людей. Для нас было важно, чтобы каждый этап этой программы был максимально открытым для всех, главным образом – для тех, кому предстоит переезд. Мы осмотрели расселяемый жилфонд – старые дома, бараки в Цементной Слободке, проинспектировали стройку нового жилого комплекса. Много общались с семьями, местной администрацией, строителями новых домов, вместе искали компромиссы по целому ряду позиций. Часть вопросов решена, а часть ещё предстоит решить. Совет продолжает следить за этим процессом. Кстати, многих проблем, которые могли бы возникнуть в ходе реализации проекта моста, удалось избежать благодаря большой предварительной работе, проведённой командой Крымского моста. Команда сработала на опережение. Например, строители заранее понимали, что большегрузные автомобили будут шуметь и мешать местным жителям, поэтому были построены объездные дороги для доставки грузов в обход населённых пунктов, а в некоторых домах установлены стеклопакеты с повышенной звукоизоляцией. Строители понимали, что экологов будет беспокоить судьба краснокнижных обитателей территории, где сейчас идёт стройка. Члены совета уже на первом заседании выступили с предложениями и рекомендациями, которые помогут поддержать экологический баланс на площадке строительства Крымского моста и прилегающих территориях. Строители в свою очередь ознакомили совет с природоохранной программой проекта. В итоге – редких животных переселили, а редкие растения пересадили из зоны стройки на компенсационные участки.

Председатель Общественного совета по строительству Крымского моста
Николаай Долгачёв (в центре) отвечает на вопросы журналистов. Фото: .facebook.com

– Сегодня экологический контроль осуществляется?

– Безусловно. Ежемесячно и ежеквартально на территории проведения работ ведётся экологический мониторинг за состоянием геологии, почвенного покрова, воздуха, водных биоресурсов, растительного и животного мира, а также орнитофауны. Определено более 400 точек для отбора проб. Контролируется более 150 параметров. В частности, например, заранее было понятно, что у керчан, и не только у них, возникнет большой вопрос, что будет с Керченской крепостью, которая стоит на пути моста. Чтобы сохранить этот памятник историко-культурного наследия, инженеры запроектировали мост так, что он филигранно огибает мыс Ак-Бурун, на котором стоит эта крепость. И таких моментов немало.

– Совет будет работать, пока идёт строительство моста, или он будет нужен и после его запуска?

– Мы стремимся к тому, чтобы к моменту открытия движения по Крымскому мосту ни одного проблемного вопроса не осталось. Уже очевидно, что сам проект делает Россию лучше. Поэтому важно реализовать его самым лучшим образом не только для всех глобально, но и для каждого в частности, учесть мнение каждого. Может быть, что-то поправить, что-то изменить. Я уверен, что у нас это получится и мы сможем это сделать.

– Семья поддерживает все ваши начинания? Расстояние между Крымом и Калининградом не близкое. Времени на всё хватает?

– Семья поддерживает всегда и во всём, чем бы я ни занимался. Привыкли и к командировкам, и к тому, что телефон звонит по ночам. Поддерживают и поддерживали всегда, куда бы ни отправился, – в Сочи, в Крым, в Донецк. Да, на ГТРК «Калининград» я провожу почти всё своё время, но Крым всегда на связи. Приезжаю, созваниваюсь, переписываюсь. С современной динамикой жизни и средствами связи это не сверхъестественно.

Мнения

«Я верю в то, что чем больше дорог будет вести на этот древний полуостров, в этот прекрасный край, тем быстрее он обретёт вторую молодость и продолжит свою богатую биографию гостеприимного черноморского курорта».

Член Общественного совета, телеведущая Лариса Вербицкая.

«Эта коммуникация в разы улучшит состояние всего полуострова, то есть мы сможем действительно всерьёз поднимать экономические вопросы и, главное, их решать»

Член Общественного совета, боксёр, депутат Госдумы Николай Валуев.