Невероятные приключения Андрея Миронова в Крыму

Невероятные приключения Андрея Миронова в Крыму

Невероятные приключения Андрея Миронова в Крыму
Новосветский пляж и обрамляющие его горы стали естественными декорациями для фильма «Три плюс два». Фото: Михаил Гладчук

Чем ближе Новый год, тем сильнее охватывает ностальгия по старым добрым фильмам и любимым актёрам. Многие шедевры советского кинематографа связаны с выдающимся артистом Андреем Мироновым. В уходящем году ему исполнилось бы 80 лет. Знаковые картины, в которых любимец публики сыграл главные роли, непосредственно связаны с нашим полуостровом.

«ТРИ ПЛЮС ДВА»

Сюжет комедии предельно прост: в Крым приезжают отдыхать три молодых человека. И тут на облюбованном ими месте появляются две миловидные барышни, также претендующие на эту территорию. Конфликт интересов рождает
искры…

Главной съёмочной площадкой выбрали Судак и его окрестности – Новый Свет, Весёлое. В 1962 году, когда снималась картина, здесь действительно была курортная целина. Мыс Капчик, горы Сокол и Караул-Оба, можжевельники и сосны, бескрайнее море и шикарные пляжи – первозданная натура превратилась в антураж для «укрощения строптивых». Одним из них стал начинающий мало кому известный актёр Андрей Миронов. Ему исполнился 21 год, после премьеры «Три плюс два» он, как говорится, проснулся знаменитым.

По замыслу действие происходило в разгар лета. В реалиях август уже закончился, но хорошая погода позволяла продолжить работу, и в честь праздника Великого Октября «дикари» ещё весело бросались в воду. И никто не заболел! Отчасти потому что регулярно употребляли проверенное средство – новосветское шампанское. Его, в отличие от питьевой воды, оказалось немерено. Администрация завода всячески помогала в работе: выделила несколько комнат в общежитии (оно размещалось в доме основателя «Нового Света» Льва Голицына), обеспечивала «специальным реквизитом».

Мало кто знает, что благодаря «Три плюс два» в СССР были «узаконены» шорты. Кино снимали во времена хрущёвской оттепели, когда советские люди получили некоторые вольности. Как анекдот воспринимается реальная история: юные артисты, чтобы лучше вжиться в роли, разгуливали по Судаку в шортах, а милиция и бдительные граждане увидели в этом нарушение нравственных норм и общественного порядка. Театр абсурда обыграл режиссёр в эпизоде, где добры молодцы в шортах появляются в цирке:

– Граждане, вы нарушаете постановление городского совета: появляться в таком виде, в таких штанах в общественном месте не разрешается.

– Товарищ старшина, это сон.

– Ах, сон? Тогда – пожалуйста.

Прожорливый Рома Любешкин (персонаж Миронова) запомнился зрителю амулетом, сделанным из ложки, и сентенцией: «Простые макароны, а кажутся шашлыком». Тут опять нужно знать реалии сурового курортного быта того времени: ассортимент новосветского магазина ограничивался сухим вином по 45 копеек за пол-литра (меряли пивными кружками), хлебом и консервами «Бычки в томате». Благо родители Андрея имели возможность в Москве «доставать» сервелат и балыки и тут же переправляли деликатесы в киноэкспедицию.

«НЕБЕСНЫЕ ЛАСТОЧКИ»

В 1975 году возмужавший Андрей Александрович снова появляется в Крыму. Ему предстоит очередное перевоплощение. Воронцовский дворец, Никитский сад, Ялта олицетворяют Францию второй половины XIX века, а Миронов выступает сразу в двух ипостасях: Селестена, скромного учителя музыки в пансионе благородных девиц, и Флоридора – разудалого композитора, автора оперетты в местном театре-варьете.

Воронцовский дворец в Алупке превратился в пансион «Небесные ласточки» в одноимённомфильме. Фото: Наталья Сомова

Алупкинский дворец и парк примерили на себя образ пансиона «Небесные ласточки». А знающие люди утверждают: нужно посидеть на скамье, где происходил процесс превращения Селестена во Флоридора, загадать желание, и тебе обязательно, как кинозвезде, улыбнётся удача!

Если во время съёмок «Три плюс два» и в кадре, и в жизни Андрей был влюблённым юношей, то в «Небесных ласточках» он уже молодой отец: его дочери Машеньке исполнилось два годика. Свои чувства Миронов переносит на Ию Нинидзе – главную героиню мюзикла. «Героя-любовника», правда, несколько смущала подростковая худоба юной партнёрши, и он усиленно подкармливал «замечательно талантливую маленькую девочку» булочками и кефиром. Бесхитростная Ия называла его «дядя Андрюша», чем необычайно веселила весь коллектив, особенно роскошных танцовщиц кордебалета.

«СКАЗКА СТРАНСТВИЙ»

На исходе следующего семилетия всенародному любимцу наконец-то удалось избавиться от амплуа комедийного актёра. Уникальный драматический талант Миронова раскрылся в образе бродячего философа Орландо в фильме «Сказка странствий». Снятая в эпоху позднего социализма, «сказка» получилась мрачноватой, в стилистике западноевропейского средневековья и, несмотря на наличие дракона, рыцарей и волшебников, была явно рассчитана на взрослых, способных увидеть некие скрытые смыслы и понять аллегории.

Наиболее выразительные локации для советской притчи-фэнтези обеспечил Крым. Например, живописно заросшее камышом болото, откуда люди бессмысленно откачивают воду, обнаружили в степи под Саками. Эпизод «Побег из темницы» снимали на Ай-Петри. Особенно впечатлило режиссёра обширное пространство яйлы – олицетворение простора, что неожиданно раскрывается перед потерявшим надежду Орландо. И он буквально воспаряет на самодельном летательном аппарате, удивительно напоминающем творение да Винчи.

Некоторые сцены картины «Сказка странствий» сняты на Ай-Петри. Фото: Наталья Сомова

Тема свободного полёта как торжества человеческого духа красной нитью проходит сквозь киносказку, и тем печальнее сознавать, что в это время реальная жизнь нанесла удар под дых: в самом начале съёмок умер отец Миронова, он очень тяжело переживал потерю дорогого человека. Так и в фильме: с высоты птичьего полёта Орландо говорит о прекрасности земли, но, спустившись с небес, попадает в город, где властвует Чума.

«ЧЕЛОВЕК С БУЛЬВАРА КАПУЦИНОВ»

Последним экранным перевоплощением Миронова стала роль миссионера от кинематографа Джонни Фёста – ироническая фантазия в стиле вестерн. В 1986 году уже вовсю дули «ветры перестройки», когда появился очередной из немногих советских фильмов «про индейцев и ковбоев». Все натурные съёмки проводились, естественно, в Крыму. Окрестности горы Ак-Кая близ Белогорска олицетворяли суровую прерию, а пустынные берега Тихой бухты недалеко от Коктебеля превратились в захолустный городок Санта-Каролину. В фанерном местечке, несмотря на его невсамделишность, царили нравы Дикого Запада. Например, настоящие злоумышленники украли лошадь, да не простую, а дрессированную. Рабочий процесс был под угрозой срыва, и заслуженный артист РСФСР проявил истинное благородство, свойственное его персонажу: возглавил делегацию, которая отправилась в отделение милиции. Главный страж порядка Планерского (так в то время назывался Коктебель) оказался не только киноманом (он знал «Бриллиантовую руку» чуть ли не наизусть), но и профессионалом. Лошадь скоро нашли, и члены опергруппы получили в знак благодарности заслуженные автографы.

Гора Ак-Кая близ Белогорска перевоплотилась в прерию в вестерне «Человек сбульвара Капуцинов». Фото: Наталья Сомова

Фёст пытается изменить мировоззрение окружающих его людей посредством великой силы искусства. Артист назвал своего героя «счастливым неудачником или неудачливым счастливцем». Вот уж точно: картина имела бешеный успех, но на съёмках Андрей Миронов едва не погиб. Ответственные за технику безопасности не продумали систему крепления дилижанса к передвижной платформе, и громоздкая конструкция, запнувшись на ухабе, чуть не улетела с обрыва. По счастью, сидевшие в карете отделались синяками и шишками.

Премьера «Человека…» стала событием отечественного кинематографа. Однако купаться в лучах славы главному герою уже не довелось: буквально через месяц Андрей Миронов скоропостижно скончался. Как и положено великому актёру – прямо на сцене, не доиграв своей роли.


По теме