Недоедали, теряли зубы и много ходили: какими были древние жители Крыма
Недоедали, теряли зубы и много ходили: какими были древние жители Крыма
18 января 2019 - 13:47
Недоедали, теряли зубы и много ходили: какими были древние жители Крыма 18 января 2019 - 13:47
Варвара Маликова

 

Нетронутое древнее захоронение рассказать может очень многое. Даже если вещи, которые много веков назад родственники усопшего положили в могилу, немногочисленны и невыдающиеся. Не меньше могут поведать учёным и… сами останки. Но для этого нужны специалисты, которые могут их «разговорить».
Фото: Ольга Леонова

Маркеры стресса

Археолог с опытом работы «в поле», конечно, и сам может получить определённую информацию, осмотрев костяк. Часто поза скелета умершего красноречиво говорит об эпохе, в которую он жил: например, жители бронзового века своих покойников хоронили в скорченном положении. Иногда даже очевидна причина гибели – если, скажем, какое-то орудие оставило видимый след на костях.

Но вот дальнейшее изучение древних останков – работа антрополога. Ещё лет пять назад немногие археологические экспедиции, работавшие в Крыму, могли похвастаться тем, что на раскопках трудится такой специалист. Сейчас же ситуация иная.

– Антропологическое изучение костных останков, которые получены в ходе раскопок разнообразных памятников, является одной из важнейших проблем, – считает директор Института археологии Крыма РАН Вадим Майко. – За последние четыре года интенсивных раскопок в Крыму был получен очень интересный антропологический материал. Это памятники и скифского, и средневекового времени, а самое главное – достаточно большое количество памятников позднесредневекового времени. Имеется в виду эпоха Крымского ханства. Если до этого некрополи XVII-XVIII и даже первой половины XIX веков изучались, скажем так, поверхностно, то сейчас в ходе реализации крупных инвестиционных проектов, таких, как автотрасса «Таврида», энергомост, другие крупные сооружения, железнодорожные подходы к Крымскому мосту, памятников изучено достаточно много.

Сегодня в Крыму работает большая группа антропологов Института археологии Российской академии наук из Москвы и, конечно, интенсивно работают наши крымские антропологи. Их исследования могут рассказать о том, как жили обитатели Крыма в древности, чем болели, и даже о том, достаточно ли хорошо питались.

Сотрудник Института археологии Крыма Эмиль Сейдалиев вспоминает, как при раскопках в районе Старого Крыма исследовали могильник Курган Мамая. Погребений там оказалось около трёх
десятков.

– К сожалению, часть из них была разрушена при прокладке водопровода, но часть всё-таки удалось нормально обследовать, – рассказывает археолог. – Удалось выяснить, что это классический мусульманский могильник, вероятно, XIV-XVIII веков. Антропологический анализ провели, выявлены пол, возраст, были обнаружены боевые травмы. Удалось установить образ жизни народа – эти люди занимались кочевым скотоводством. Об этом рассказали характерные искривления ног. Тем не менее антропологи отметили, что у этих кочевников были достаточно хорошие зубы, что говорит о нормальном питании, а также об уходе за ними и здоровом образе жизни.

Крымский антрополог, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра истории и архео-логии Крыма КФУ им. В. И. Вернадского Владимир Радочин исследовал древние останки из разных могильников. И одним из важнейших маркеров здоровья называет зубы. Так, образование зубного камня, помимо иных причин, связано и с рационом человека. Например, если он долгое время вынужден питаться вязкой, термически обработанной едой растительного происхождения вроде каш, создаются самые подходящие условия для образования зубного камня. Если ребёнку или подростку приходилось голодать, то его зубы могли сохранить «память» об этом в виде полосок на эмали. Её толщина оказывалась неравномерной из-за дефицита в организме «стройматериалов» – необходимых для развития зубов веществ. Интересно, что на могильнике Нейзац в Белогорском районе, датируемом II-IV веками, такие «маркеры стресса» на зубах у мужчин встречались чуть ли не в два раза реже, чем у женщин и детей. Отсюда понятно, что в те времена лучший кусок получали защитники и добытчики…

Яйца, каша – пища наша

Могильник Нейзац (его исследование было завершено в 2015 году) – один из тех, где останки изучал антрополог Владимир Радочин. Исследовав обнаруженные там останки, специалисты, в частности, сделали вывод, что многие местные жители практически не слезали с седла. Такая нагрузка действует на кости ног, изменяет их. По костям ног других людей, которых хоронили здесь, можно было определить, что они много путешествовали пешком, а кости женщин дали возможность сделать вывод о том, что им приходилось переносить тяжести. По следам на костях оказалось возможным определить и то, какую работу могли выполнять женщины. Так, останки некоторых из них претерпели изменения, которые могло дать долгое пребывание в сидячей позе с согнутыми и раздвинутыми коленями и совершение однообразных круговых движений рукой. А именно так и могла сидеть женщина, перемалывающая зерно на примитивной ручной зернотёрке.

– В могильнике Нейзац, помимо большинства погребений, был открыт так называемый культурный слой, – рассказывает кандидат исторических наук, научный сотрудник Института археологии Крыма РАН Анастасия Стоянова. – Мы нашли остатки поселения. Получается, что какие-то люди в IV веке жили буквально на костях своих предков – на могилах II-III веков. Среди них встречаются так называемые хозяйственные ямы. В одной или в двух из тех, что мы исследовали, были обнаружены погребения людей. Их сбрасывали туда как в обычную яму, без какого-либо инвентаря. Непонятно, почему с ними так поступали.

В те времена умершему родные старались дать не только необходимые «на том свете» вещи, но и снабдить его едой. На Нейзаце в могилах позднего периода, IV века, встречается скорлупа куриных яиц. Разведение кур – это один из признаков осёдлости. По словам Анастасии Стояновой, выводы антропологов таковы, что поселенцы особо не голодали, но пища была довольно грубая. В основном злаковая и довольно однообразная – каши.

По всей видимости, людям также сложно было выносить и вырастить детей. Очень много погребений малышей в возрасте от года до четырёх лет. А средний возраст похороненных на Нейзаце женщин – 25-30 лет. Мужчины жили дольше, примерно до сорока лет.

– Антропологи часто фиксировали кариес, был найден один умерший от сифилиса. В одном из склепов Опушкинского могильника мы обнаружили останки женщины, умершей на 7-8-м месяце беременности, – рассказала Анастасия Стоянова.

Люди, жившие в Крыму в древности, страдали теми же болезнями, что и мы, только совсем в иных масштабах. Можно предположить, что онкозаболеваний было намного меньше – они просто не доживали до критического возраста. В наши дни сифилис и туберкулёз излечимы, а тогда были смертельными приговорами…

Крымские антропологи, врачи, судмедэксперты Денис Пономарёв и Алексей Никитаев проанализировали состав редких находок – камней из мочевых пузырей, которые архео-логи нашли в погребении античного могильника Челядиново-Восточное и средневекового некрополя Мирмекий. Оказалось, что они полностью идентичны тем образованиям, которые «растят» в организме наши современники.

Иногда болезни бывают очень красноречивы, и среди них те, что не нажиты, а получены при рождении. У Керченского пролива археологи исследовали небольшой могильник Эльтиген-1, там оказалось всего 20 погребённых, причём две трети – мужчины. Учёные предположили, что люди, хоронившие своих близких здесь (а это было в VIII-IX вв.), прожили в этих местах недолго, потому и некрополь такой небольшой.

У трёх мужчин была обнаружена болезнь Бехтерева. Это хроническое заболевание позвоночника, которое приводит к его малоподвижности, «одеревенелости». Болезнь редкая, и три случая на двадцать погребений – это очень много. С такой частотой она может встречаться у тех групп людей, которые держатся в изоляции. Денис Пономарёв и Алексей Никитаев, изучавшие останки из этого некрополя, констатировали, что эти люди, вероятно, заключали браки между родственниками, в том числе, возможно, и близкими.

Останки людей, обнаруженных в древних некрополях, для археологии ещё один источник информации о жизни людей, отделённых от нас веками и тысячелетиями, своего рода летопись бесценных сведений, которые только нужно прочитать.