«Небо и земля» – так изменилась дорога по воде
«Небо и земля» – так изменилась дорога по воде
26 мая 2015 - 08:00
«Небо и земля» – так изменилась дорога по воде 26 мая 2015 - 08:00
Сергей Максимов

Глава Крыма Сергей Аксёнов и в. и. обязанности губернатора Краснодарского края Вениамин Кондратьев дали высокую оценку готовности паромной переправы 

Хотя оценку переменам в порту «Кавказ» на кубанской стороне и «Крым» в окрестностях Керчи скорее давали пассажиры рейсовых автобусов, водители легковушек или фур. Из разговоров с ними руководители двух субъектов РФ хотели прочувствовать реальную обстановку на переправе, понимая, что приезд начальства нередко сопровождается показухой, а бумажные отчёты иногда не стыкуются с реальной ситуацией. 

Два часа – и не больше

Осмотр модернизированной инфраструктуры двух портов и отзывы людей показали, что расстояние в 7,5 км между Крымом и материковой Россией перестало быть долгим испытанием. Водитель легковушки припомнил, что он переправлялся в Крым ровно год назад. 

– Небо и земля, – воскликнул этот автолюбитель. 

Для путешественников на колёсах открывается перспектива поездки без особых проблем по принципу «два в одном»: скажем, заглянуть в Сочи, Геленджик, Анапу, а потом махнуть в Крым. По технологическим нормам, переправа теперь занимает два часа. В расписание сейчас включены 8 паромов, которые, как говорят специалисты ООО «Морская дирекция», круглосуточно выполняют кругорейсы. Самый вместительный из морских паромов – «Протопорос IV». В него машины грузятся в несколько уровней, как в многоэтажный гараж. С начала июня к греческому собрату присоединится паром-гигант, переименованный в «Победу». Он уже стоит на рейде, а на подходе к Керчи – ещё одно комфортабельное и вместительное судно для перевозки автомобилей и пассажиров. В итоге морское продолжение автомобильной дороги из России в Крым в пик сезона будут гарантировать 10 паромов. Созданная инфраструктура по обеим сторонам переправы рассчитана на перевозку 50 тысяч пассажиров и 10 тысяч легковых автомобилей в сутки.

От прибытия до погрузки

Алгоритм действий рядового автотуриста, решившего рвануть в отпуск на крымское побережье, выглядит так. Он прибывает в пос. Ильич Краснодарского края, где построена накопительная площадка на 1800 легковых автомобилей. Там водитель получает талон электронной очереди, идёт в кассу и оплачивает проезд. При готовности сформированной группы по сигналу сотрудников морской дирекции машины оправляются в порт «Кавказ» – это 12 км от КПП в Ильиче. В порту после досмотра автотранспорт группируется на площадке для выезда на причал и загрузки на паром.

Для фур накопительная площадка на 500 машино-мест оборудована в 120 км от порта «Кавказ» в Славянске-на-Кубани. Водители грузовиков там проходят регистрацию и оплачивают проезд. Сейчас паромы перевозят около 300 грузовиков в сутки, но растущие мощности портов и паромов позволяют увеличивать поток грузоперевозок.

Комфорт, как в аэропорту

Сергей Аксёнов вместе с Вениамином Кондратьевым сначала посетил накопительную площадку в Ильиче. Здесь удалось совместными усилиями крымчан и краснодарцев оборудовать, помимо самой площадки, комфортабельный зал ожидания, медпункт, комнату матери и ребёнка, детскую игровую зону, пункты питания и туалеты. 

Не секрет, что больше всего нареканий прошлым летом было именно по поводу дискомфорта на пути к переправе, когда у людей не было возможности спрятаться в тень, утолить жажду или нормально перекусить. Жёстких условий ожидания фактически в чистом поле не выдерживали бывалые дальнобойщики, а рядовые автотуристы, особенно с детьми, доходили до состояния истерики. Сейчас здесь появились столовые и кафе, нормально оборудованные помещения касс, а не времянки, похожие на собачьи будки. Все удобства имеются в залах ожидания пассажирских терминалов – буфеты, игровые комнаты, туалеты, банкоматы и другие мелочи. Терминалы переправы стали похожи на залы ожидания в приличных аэропортах.

Поправку в отлаженный ритм паромной переправы может внести только шторм. Сбои по другим причинам исключены. Поток грузового и легкового транспорта разделён. К двум новым причалам – №№ 24 и 25, предназначенных для перевозки фур, ведёт бетонная дорога. Глава Крыма заявил, что она вместе с причалами будет сдана в эксплуатацию к 15 июня. Ранее на «Кавказе» для грузовиков стал функционировать причал № 8. Причал № 7 оборудован для малотоннажного транспорта, а с причалов №№ 3 и 4 идёт загрузка легковых авто.

Табачок врозь, но выгода общая

С краснодарского берега на крымский Сергей Аксёнов и Вениамин Кондратьев переправились на «Протопоросе IV». В порту «Крым» они побывали на новой накопительной площадке на 1500 мест. На ней в этот момент работал асфальтовый каток. Может, по­этому, подводя итог контрольной поездки, глава республики заявил, что инфраструктура портов готова не на 100, а на 95%, но пропускная способность паромной переправы действительно увеличилась в несколько раз. 

– С 1 апреля Республика Крым отвечает за функционирование переправы с двух сторон, – сказал Сергей Аксёнов, – но я хочу поблагодарить Вениамина Ивановича, который приступил к выполнению обязанностей губернатора в полном объёме. С двух сторон мы организовали работу и обоюдный контроль, созданы совместные рабочие группы. Это показывает, как субъекты РФ могут партнёрски сотрудничать. Уверен, что справимся с задачей, которую нам чётко поставил Президент России. Мы предупредили должностных лиц, которые отвечают за работу переправы, даже не тех, кто на переправе, а кто в столицах наших субъектов находится: если кто-то не может организовать работу, будет здесь, на месте, выполнять роль дирижёра с палочкой, но сезон мы не провалим, это я гарантирую. Впервые за год практически у нас и в Славянске-на-Кубани нет ни одной машины на накопительных площадках, хотя до апреля регулярно до 1200 машин ежедневно стояли в очереди. Мы её убрали совместными усилиями благодаря новому командному составу, что работает на переправе. У нас новый министр транспорта. Я лично уверен, россиянам за нас стыдно не будет.

Крым становится доступнее для россиян накануне сезона отпусков и, безусловно, составляет конкуренцию Краснодарскому краю. Вопрос о табачке врозь в деле рыночной борьбы за привлечение туристов и их кошельки не смутил руководителей двух южных субъектов.

Теперь эта дорога главная

По итогам поездки глава республики поручил руководству ООО «Морская дирекция» в портах «Крым» и «Кавказ» создать рабочие группы для оперативного разрешения возможных критических ситуаций. Также он обязал закончить техническое обслуживание паромов, чтобы ни один из них не проходил эту процедуру в разгар курортного сезона. 

– Погрузка, завоз продовольствия, уборка паромов – всё должно быть отрепетировано, – потребовал Аксёнов. 

Напоследок – о состоянии дорог в самой Керчи. По этому поводу сюда должен состояться отдельный выезд рабочей группы правительства республики. Пока дорога от порта «Крым» до Керчи не добавляет очков ни Крыму, ни городу-герою: асфальт в старых заплатах и свежих выбоинах, пропылённые бордюры, замусоренные обочины… Пора и здесь наводить порядок – эта дорога сейчас главная.

Фото автора.