Крымские армяне — народ неуцелевшей империи
Крымские армяне — народ неуцелевшей империи
25 октября 2016 - 16:01
Крымские армяне — народ неуцелевшей империи 25 октября 2016 - 16:01
Олег Савельев

 

Их ценили и притесняли, переселяли и депортировали, но невиданное упорство этого маленького народа взяло верх над историческими перипетиями, и армяне Крыма стали созвучным элементом многонациональной крымской культуры. 
Картина К. Ф. Богаевского «Церковь Иоанна Богослова» написана автором в 1930 годах.

Византийские истоки 

Армяне никогда не были кочевым народом, только крайние обстоятельства могли подвигнуть этот народ на миграцию и покинуть любимую родину. Поэтому и первые армянские поселения в Крыму относятся к VIII веку, когда Крымский полуостров был составной частью Византийской империи, а армянскому народу пришлось спешно спасаться от налётов кочевников-сельджуков. Для временного пристанища был выбран Крымский полуостров, который впоследствии стал домом для многих армян. Также многие историки связывают появление значительной части армянского народа в Крыму с падением Анийского царства, расположенного на юге Византии в XVI веке. Ани – город тысячи церквей, павший от рук османских войск, окончательно прекратил своё существование после переселения армян в Тавриду. 

Отсутствие одной господствующей народности на полуострове сыграло огромную роль в переселении армян. Заключив союз с генуэзцами и греками, армяне осели преимущественно в Кафе (ныне Феодосия), Солдайи (Судак) и Сурхате (Старый Крым). В Крыму они сохраняли свои обычаи, религию, традиции и создали большую общину. Значительная часть переселившихся армян занималась торговлей и различными ремёслами, а во времена Крымского ханства они совместно с греками занимались возведением зданий и сооружением мостов, откликнувшись на просьбу крымских татар. 

Стоит знать
Один из древнеписьменных

Армянский язык относится к индоевропейской семье, обычно выделяется в отдельную группу, считается одним из древнеписьменных, так как его алфавит был создан Месропом Маштоцем ещё в 405-406 годах н. э. 

Здравствуйте — Барев дзез 

До свидания — Стесуцюн 

Как дела? — Горцерт вонцен? 

Спасибо — Шноракалютюн 

Пожалуйста — Хндрем 

Извините — Кнерек 

Как вас зовут? — Инчпеса дзер анунэ? 

Меня зовут… — Им анунэ… 

Я тебя люблю — Ес кез сирумем 

История пахнет ладаном 

Армянское культурное наследие в Крыму представлено большей частью религиозными сооружениями. Только в Кафе было построено около 40 армянских церквей, а также школ и караван-сараев. Благодаря законам генуэзской фактории, которая разрешала армянам брать в аренду землю и воздвигать строения, переселенцам удалось оставить свой отпечаток на территории Кафы. Сейчас эта местность называется «Карантин», где расположено несколько памятников армянской архитектуры: церкви Иоанна Предтечи, Св. Ованеса, Св. Григория, Св. Стефана. 

Мы проводим общие мероприятия со всеми народами Крыма: участвуем в их мероприятиях, они с удовольствием приходят на наши праздники. Это означает, что мы все в первую очередь крымчане и россияне. В Российской Федерации мы почувствовали по-настоящему, что мы имеем право развивать свою культуру, так как наши общины уже стали национально-культурными автономиями, которые имеют очень много прав и большую поддержку от государства. 

Ваган Вермищян, заместитель председателя Региональной армянской национально-культурной автономии РК.

Церковь Св. Рипсиме в Ялте, построенная в 1905-1917 годах, считается одним из красивейших зданий города. Храм воздвигнут на средства нефтепромышленника Тер-Гукасяна в память о его дочери Рипсиме.  

Но, пожалуй, самым значительным памятником армянской архитектуры в Крыму является монастырь Сурб Хач (Святой крест), который основан в 1358 году в лесу, недалеко от Старого Крыма.

Много веков каменный монастырь с дозорной башней был не только религиозным центром, но и местом созидания армянской культуры и науки. Сурб Хач для каждого армянина Крыма – предмет гордости и островок Родины на крымской земле. 

Их знает весь мир

Педагог, историк, переводчик, церковный деятель Габриел Айвазовский и его младший брат, великий русский художник Иван Айвазовский, совсем не нуждаются в представлении. Айвазовские родились и выросли в Феодосии, учились в армянской приходской школе. 

Памятник братьям Айвазовским в Симферополе.

Деятельность этих двух братьев неоценима для национальной культуры не только армянского народа, но в целом России. Оба брата были подлинными патриотами и старались всячески облегчить участь своего народа, который страдал от турецкого гнёта. 

Выдающийся композитор, музыкально-общественный деятель, основоположник армянской классической музыки Александр Спендиаров вырос в Симферополе. Ученик Н. А. Римского-Корсакова, он, по его же словам, черпал вдохновение из народных напевов, армянской поэзии, литературы и истории. Спендиаров создал такие выдающиеся произведения, как «Ереванские этюды» для оркестра (1925) и оперу «Алмаст» – одно из лучших творений армянского музыкального театра.

Стараниями армянской общины Крыма Сурб Хач восстанавливает своё значение
национально-культурного и религиозного центра.
Национальная кухня 
Армянская долма (толма)

Долма, или толма, – это виноградные листья, начинённые мясом. В Армении готовят долму не из фарша, пропущенного через мясорубку, а из филе, очень мелко и тонко порезанного – до размера продолговатого риса. А подают блюдо с топлёным маслом, кислым молоком с толчёным чесноком. 

Ингредиенты:

Рис 100 г (3-4 ст. ложки), фарш (мякоть баранины – 250 г и мякоть свинины – 250 г, по желанию – говядины), лук репчатый – 100 г (1-2 шт. ), листья виноградные – 40-50 шт., зелень петрушки, укропа, кинзы, регана – по 50 г, вода – 1 стакан.

Главный компонент – виноградные листья. Рекомендуется их для начала поварить в чуть подсоленной воде 5 минут, чтобы они стали мягче. Мелко нарезанный лук и зелень добавляем в фарш. На 500 г фарша рекомендуется 1 чайную ложку соли и половину чайной ложки свежемолотого перца. Добавляем воду, тщательно перемешиваем. Аккуратно выкладываем фарш на виноградный лист и заворачиваем конвертом, как блины. Выкладываем долму в глубокую кастрюлю плотно, так, чтобы наши конверты не раскрылись во время приготовления. Заливаем холодной водой (чтобы вода немного покрывала долму). Для того чтобы конверты не всплывали, сверху кладём чистую тарелку. На среднем огне долма варится приблизительно час.