На страже хорошего вкуса: история Крымской филармонии
На страже хорошего вкуса: история Крымской филармонии
01 апреля 2019 - 09:40
На страже хорошего вкуса: история Крымской филармонии 01 апреля 2019 - 09:40
Елена Киреева

В этом году Крымская государственная филармония празднует 80 лет со дня своего основания. За этим почтенным возрастом скрывается много знаменательных событий, творческих побед, славных свершений, прекрасных имён артистов, которые радовали и продолжают радовать зрителей.

«Крымская газета» приведёт всего несколько фактов, после чего каждый крымчанин испытает чувство гордости за юбиляра.

 

Рождение чуда (начало)

Крымская государственная филармония была создана в соответствии с приказом Управления по делам искусств 1 января 1939 года. Временно исполняющим обязанность директора организации был назначен Лев Израилевич Кронфельд. В соответствии с приказом филармония должна быть «главным центром развития национальной музыки и пропаганды классической культуры в массах», в соответствии с этим она должна была готовить талантливых исполнителей, учредить симфонический оркестр и национальный ансамбль песни и пляски, собирать и обрабатывать народные песни, создавать новые произведения.

Условия, в которых рождалась филармония, были непростыми, слабая материальная база подкреплялась скромным финансированием, ведь уставной фонд составил всего 100 тысяч рублей. Тем не менее чудеса происходили. Появился симфонический оркестр, уже в марте был создан ансамбль песни и пляски крымских татар, который очень быстро заслужил признание. Его популярности способствовало и то, что была сделана радиозапись песен, которые исполнялись коллективом. Вместе с объединённым хором ансамблей Радиокомитета и крымских татар было записано 30 совместных и сольных номеров, выпущена грампластинка. С момента создания Крымская филармония сразу же включилась в работу по приглашению известных отечественных исполнителей: на полу-острове гастролировали самые звёздные столичные артисты, ансамбли, театральные коллективы и лекторы.

 

Музыкальная терапия (трудовой подвиг)

Крымская филармония оставалась со слушателями даже в самые непростые времена. К сожалению, почти не осталось сведений о том, как её сотрудники выступали в период Великой Отечественной войны, но, вероятно, вместе с другими артистами сделали немало для поддержания духа защитников Родины. Но то, с каким энтузиазмом филармония принялась за общее дело восстановления полуострова, известно доподлинно.

В Крыму ещё шли бои, но большинство населённых пунк-тов уже было освобождено от немецко-фашистских захватчиков, а 23 апреля Крымская филармония уже возобновила свою работу и уже через неделю дала первый концерт. Полуостров лежал в руинах, для выступлений артистов часто не было подходящих площадок, а у самого учреждения не было даже концертного зала, но, несмотря на трудности, три концертные бригады смогли провести около 300 мероприятий, в том числе 167 выступлений в воинских частях, 67 концертов во время уборочной кампании. Сразу же был организован ансамбль русской песни и пляски, который подготовил две программы и показал их в сентябре. В апреле был собран симфонический оркестр, в который вошли 26 музыкантов. Первое его выступление состоялось в декабре. Артисты работали с большим желанием, невысокая выручка компенсировалась тем, что зрители с большой благодарностью встречали эти концерты.

Полноценная работа филармонии наладилась к 1946 году, были даже превышены почти вдвое плановые показатели: организовано 1265 мероприятий, на которых побывали 305 тысяч человек. При всех трудностях послевоенного времени, когда не было больших возможностей поехать на гастроли, крымские артисты всё же выступили, что (с проекцией на наше время) очень символично, в Донецкой и Луганской областях, где был дан 21 концерт. Конечно, в тот период было весьма непросто организовать выступления таких больших коллективов, как симфонический оркестр, хор русской народной песни, балетная группа, поэтому основная работа проводилась артистами эстрадно-концертных бригад, которые были более мобильны и выступали на самых крохотных площадках. Тем не менее почти 300 концертов были чисто филармоническими, а значит, слушатели прикоснулись к настоящему искусству.

 

На страже хорошего вкуса (репертуар)

Сегодня, когда в плеерах и телефонах у молодёжи часто проигрывается музыка сомнительного качества, а некоторые отечественные народные артисты и вовсе позволяют себе дикие выходки на сцене и вне её, о нравственности и вопросах воспитания вспоминают всё чаще. А вот в 1948 году художественный вкус прививали безапелляционно. Партийное руководство посчитало необходимым пересмотреть репертуар филармоний, чтобы устранить легковесные и сомнительные произведения, особенно песни зарубежных исполнителей. В приказном порядке были сделаны предписания знакомить слушателей с классической музыкой, народными и патриотическими песнями. Эта задача стояла и перед сотрудниками Крымской филармонии. Её музыкально-литературный лекторий провёл 579 концертов, в программу которых вошли произведения Мусоргского, Глинки, Бородина, Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова.

Кроме того, звучали советские композиторы: Глиэр увертюра к опере «Шах-Сэнэм», Ипполитов-Иванов «Юбилейный марш», Александров «Классическая сюита», Хачатурян лезгинка из балета «Гаянэ» и другие. Вокалисты исполняли песни Новикова «Сильна советская страна», Хренникова «Студенческая песня», Соловьёва-Седого «Матросские ночи» и «Соловьи», а также народные хоровые песни. В общей сложности лекторий подготовил 36 произведений советских композиторов, 46 – русских классиков, 11 – зарубежных авторов, в том числе оперы «Пиковая дама» и «Кармен» в сопровождении симфонического оркестра. Кроме того, с музыкальным сопровождением зачитывались литературные композиции, а слушатели знакомились с произведениями «Молодая гвардия» Фадеева, «Сын полка» Катаева, «Повесть о настоящем человеке» Полевого.

Радикальнее всего поменялись выступления артистов эстрадных бригад – развлекательных и зарубежных песен стало меньше. В репертуар исполнителей Крымской филармонии вошло 98 произведений лауреатов Сталинских премий и советских авторов, 31 – русских классиков и всего две проверенные иностранные песни.

 

Полвека назад (цифра)

Далеко не всегда в работе Крымской филармонии были светлые полосы и творческие прорывы, на каждый период времени приходились свои сложности и успехи, и звучали как аплодисменты, так и жёсткая критика. Но с тех пор как учреждение начало свою деятельность, музыкальная жизнь в нём не замирала ни на минуту. Приведём лишь несколько цифр из отчёта полувековой давности, чтобы показать, сколько приятных эмоций было подарено артистами филармонии. 1969 год – это даже не так называемый золотой век организации, но в этот период было дано 6300 концертов, в том числе и за пределами полуострова. Их посетили 2 миллиона 215 тысяч человек. В самом Крыму проведено 4577 мероприятий, среди них концерты в отдалённых регионах – Красноперекопском, Ленинском, Нижнегорском и Раздольненском районах – 549 выступлений.

Артисты Крымской филармонии наших дней работают с такой же силой, если даже не удесятерённой, ведь сейчас к хорошей музыке необходимо подавать и добротное зрелище, поэтому программа должна поражать
воображение.

 

Слушай крымское (культовые группы)

Во время гастролей в Крыму к тому времени уже популярная певица София Ротару получила предложение стать солисткой в Крымской филармонии. Она приняла решение перебраться с ансамблем «Червона рута» в Ялту в 1975 году. Здесь София Ротару продолжала много и усердно работать, добиваясь больших творческих успехов.

Однако вскоре пути Софии Ротару и ВИА «Червона рута» разошлись. Коллектив предпочёл вернуться к исполнению украинских песен, в то время как его солистка стремилась работать с разнообразным репертуаром.

Ещё один знаковый для Крымской филармонии коллектив – женский ВИА «Чайки». Он образовался в Калининграде, но по приглашению Крымской филармонии часть исполнительниц в 1973 году перебралась к Чёрному морю, коллектив стал крымским. Для зрителей была подготовлена запоминающаяся концертная программа, которая с аншлагом шла в течение месяца в Ялте. Успех был закреплён почётным третьим местом на V Всесоюзном конкурсе эстрады в 1974 году. После этого одиннадцать участниц коллектива одинаково хорошо встречали повсеместно: и в Кремлёвском Дворце съездов, и в советских городах, и на гастролях в Польше, Чехословакии, ГДР. Пик популярности пришёл, когда в 1979 году солистка группы Людмила Москвитина на конкурсе «Крымские зори» получила второе место. Без преувеличения «Крымские чайки» считаются одними из родоначальников ВИА-движения, которое набирало в то время популярность в стране.

 

Брендовый праздник (фестиваль)

Сейчас, когда Крым официально признали самым фестивальным регионом России, следует напомнить, что для приобретения этого приятного звания очень много сил приложила Крымская филармония. В свой золотой век, который пришёлся на 70-80 годы, на полуострове проходили известные на всю страну мероприятия: фестивали эстрадной песни «Песни моря» и «Крымские зори», фестивали симфонической музыки «Пушкинские дни» и «Вечера классической музыки» в Ялте.

Несомненно, самым имиджевым мероприятием стали «Крымские зори». Первый фестиваль проходил с 15 по 27 августа 1973 года на нескольких сценических площадках, включая даже сельские регионы. Перед ним ставилась важная задача – пропагандировать советскую песню, «возвеличивающую человека, зовущую его к счастью, к свету, проникнутую гражданским пафосом и подлинной лирикой, интернациональным духом и искренним человеческим чувством». И он действительно превратился в настоящий праздник песни, поскольку его участниками в разные годы были знаменитые эстрадные исполнители, оперные певцы, народные артисты, именитые коллективы из всех союзных республик. Этот конкурс приумножил славу таких исполнителей, как Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, София Ротару, Юрий Богатиков, Лев Лещенко, Людмила Зыкина, Эдита Пьеха, Валерий Леонтьев, Филипп Киркоров, Александр Серов и многих-многих других.

Как отмечают эксперты, главная особенность крымского фестиваля заключалась в том, что на нём отечественная песня звучала во всём многонациональном жанровом многообразии и на разных языках. Мероприятия подобного всесоюзного уровня проходили и в других городах страны, среди них можно вспомнить Сочи и Киев, но подлинным брендом он стал именно в Крыму. Именно поэтому после распада страны неоднократно предпринимались попытки дать ему новую жизнь, поскольку в памяти у слушателей остались семь великолепных фестивалей. Но верным остаётся одно – «Крымские зори» вывели Крымскую государственную филармонию в лидеры концертных организаций, а выступление на этом конкурсе считалось очень престижным для всех артистов и сопровождалось народным обожанием.