На пороге безопасности?

На пороге безопасности?

На пороге безопасности?
Геннадий Нараев, министр экологии и природных ресурсов, рассказал о степени загрязнения крымского воздуха, о том, как будет проходить следующий Год экологии, что делается сейчас для уменьшения нагрузки на экологическую составляющую Крыма и  какие возможны альтернативы в топливе.

Поводы для переживаний и опасений

– Следующий год объявлен в России Годом экологии, на чём будет сделан акцент?

– Все мероприятия Года экологии включены в государственную программу «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым» на 2015-2017 годы. В сфере обращения с отходами – это создание новых мощностей по их сбору, утилизации и переработке, рекультивация полигонов. Продолжим работу по установлению границ особо охраняемых территорий и по созданию новых. Наше министерство планирует в следующем году создать три новых объекта  ООПТ регионального значения - ботанического заказника на территории Бахчисарайского района, геологического заказника на территории городского округа Судак и ландшафтного заказника на территории Кировского района. Также была инициатива депутата Госдумы Натальи Поклонской  о создании особо охраняемой природной территории регионального значения на юго-западной водной глади озера Сасык-Сиваш. Сегодня эта работа также проходит и уже получены согласования.  А на днях было получено новое поручение: о включении плато Ай-Петри в состав Ялтинского горно-лесного природного заповедника. В то же время при том количестве значимых и серьёзных инфраструктурных проектов, которые реализуются в Крыму, мы никак не обойдёмся без развития минерально-сырьевой базы, поэтому будем проводить дальнейшие геологические изучения по поиску полезных ископаемых, это в первую очередь песок и щебень. И, понятно, продолжим нашу бессрочную акцию «Сделаем Крым регионом экологической безопасности и чистоты». 

Около 1,2 млн россиян  живут в условиях острого экологического напряжения, более половины населения городов России испытывает усиленное шумовое воздействие. 

– Необходимо вести борьбу за снижение давления на экологию и на человека в Крыму? Или нынешняя ситуация удовлетворительная?

– В целом приемлемая ситуация в части соблюдения экологической безопасности республики. Естественно, мы говорим о ликвидации и сокращении несанкционированных свалок, объектов размещения отходов. Те же текущие злободневные вопросы: восстановление заповедных фондов, увеличение их территории – это всё влияет на экологическую ситуацию в Крыму. Вся работа министерства направлена как раз на улучшение экологической ситуации. 

– А каким воздухом крымчане дышат?

– Мониторинг состояния атмосферного воздуха осуществляет Росгидромет – его региональное подразделение в Крыму. На сегодня повода для переживаний и опасений из-за его качества у крымчан не должно быть.

Экологически чистое топливо

 – В апреле прошлого года Совет министров утвердил госпрограмму «Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Крым на 2015-2017 годы». Там шла речь о расширении использования природного газа как наиболее безопасного для окружающей среды топлива…

– Да, это в два-три раза сокращает выбросы в атмосферу. Но нормы закона, обязывающей всех перейти на газомоторное топливо, нет. Это дело сугубо добровольное, и хозяйствующий субъект и граждане сами определяют, на каком виде топлива им передвигаться.  

«Я ко всем проектам, которые приводят к уменьшению выбросов, отношусь положительно. Но обязать кого-то применять эти добавки – не наша компетенция»

– Речь также шла о модернизации материально-технической базы парка автомобильного транспорта и создание условий для приоритетного использования автотранспортными средствами компримированного природного газа в качестве газомоторного топлива...

– Кого мы можем заставить перейти на газомоторное топливо? Я повторю: таких жёстких норм закона нет, к сожалению. Понимаете, мы органы государственной власти и действуем строго в рамках законодательства. То есть, если в законе не прописано, тогда это на добровольной основе всё.  К тому же перейти на газомоторное топливо – это достаточно большие вложения необходимо сделать. Даже легковой автомобиль переоборудовать под газомоторное топливо – это достаточно дорогостоящее мероприятие. Каждый должен сам, исходя из своих финансовых ресурсов, выбрать тот вариант, который наиболее подходит. 

– Некоторые компании предлагают использовать свои наработки для уменьшения загрязняющих выбросов в атмосферу от машин. Например, сейчас в Крым пытается войти ООО«СВТ-Экология», где якобы разработали добавку, которая может применяться во всех видах углеводородного топлива. В результате топливо сгорает практически полностью, на 100%, соответственно, максимально снижается выброс с атмосферу загрязняющих веществ. Насколько это реально?

В то же вРЕмя

По данным крымских экологов, в тройку самых грязных городов Крыма вошли Красноперекопск, Армянск и Ялта. Уровень загрязнения атмосферы в Красноперекопске определили как высокий, а в Армянске и Ялте – как повышенный. Местные экологи утверждают, нужно срочно принимать меры. Из-за того, что в городах сильная транспортная нагрузка, концентрация окиси углерода превышает норму в 5-7 раз, а средняя концентрация бензопирена практически в 2 раза выше нормы. 

– Я ко всем проектам, которые приводят к уменьшению выбросов, отношусь положительно. Но обязать кого-то применять эти добавки – не наша компетенция. Хотя мы абсолютно не возражаем и поддерживаем подобные проекты. Но не возражать и поддерживать и обязать и заставить – разные вещи. Это больше коммерческий инвестиционный проект. Если есть предприятие, которое готово участвовать в проекте (предоставить материальную базу. – Ред.) и которое занимается разработкой или реализацией этой добавки, если они найдут какой-то консенсус, то и без согласования с нами найдут общий язык и будут реализовывать этот проект. 

– Считает ли вы уместным проведение подобных испытаний с привлечением к ним специалистов Министерства экологии и природных ресурсов?

 – Наше министерство в данном случае – согласовательный орган: поддерживаем мы данную инициативу или не поддерживаем. А я уже сказал, что мы поддерживаем. Если действительно такой проект есть, то при Министерстве топлива и энергетики должна быть создана рабочая группа, в которую, если будет обращение в наш адрес, мы включим своего специалиста, уполномоченного для работы в этой группе. Она будет формировать позицию, которую будут дальше на Совет министров выносить. Может рекомендовать для распространения использования на всей территории РК. Мы готовы поучаствовать в плане того, чтобы провести мониторинг по выбросам. Нам важно, какая составляющая? Выбросы. У нас есть наше подведомственное предприятие – государственное автономное учреждение РК «Центр лабораторного анализа и технических измерений», которое мы курируем. У них есть соответствующее оборудование и специалисты, которые могут осуществить замеры выбросов от передвижных источников. 

«Перейти на газомоторное топливо – это достаточно большие вложения. Даже легковой автомобиль переоборудовать – дорогостоящее мероприятие» 

– Предпринимались ли ранее попытки решать вопросы экологии с помощью таких добавок?

– Последние 10 лет наша наука занимается разработкой разных добавок, чтобы снизить выбросы. Это первая задача. И вторая задача – чтобы топливо сгорало полностью. Но это всё на уровне эксперимента. Практического применения как такового ещё нет, нет внедрения. Мы можем говорить о возможности применения этих добавок только в том случае, когда будет проведена экспертиза, будут получены соответствующие экологические сертификаты. Мы не говорим индивидуально о каждом автомобилисте или субъекте хозяйствования, мы ведём речь о том, что это должно быть централизовано. А для того, чтобы это ввести централизовано, такое решение может принять только Министерство топлива и энергетики.

– В Крыму уже проводили подобные испытания?

– Практика у нас была, но опыты до конца на Украине так и не смогли довести , потому что основной вопрос – это сертификация и получение соответствующих необходимых документов о практическом их применении в эксплуатации. Мы принимали участие в одном из этих исследований, получилось, что при одноразовом применение, действительно, есть 100- процентное сгорание топлива. Но так как само топливо не чистое, то много образуется различных абсорбированных примесей, и они забили бензонасос, пришлось его менять. 

Обратите внимание
К Году экологии

7-8 октября в Ялте (в отеле «Ялта-Интурист») пройдёт шестое заседание Федерального экологического совета. В заседании примут участие глава Минприроды России Сергей Донской и глава Крыма Сергей Аксёнов. На заседании обсудят  перспективы развития системы экологического мониторинга, концепцию создания Государственного фонда данных госэкомониторинга и др. Будет представлен пилотный проект плана основных мероприятий по проведению в РФ Года экологии.  

– Опыты продолжаются?

– Нет, компании ушли. Мы тогда проводили анализ выбросов газоанализатором. Действительно, объём выбросов уменьшается, но есть воздействие именно на механизмы, на сам автомобиль. Оно до конца ещё не отработано, нужен какой-то период времени, постоянные исследования...

 – Будущее есть у подобных проектов?

– Всё это может развиваться, но наше министерство – не основное в этом вопросе, скажу вам прямо (смеётся). 

– Если подобные опыты в Крыму продолжатся, то насколько будет возможным общественникам и конкретно «Крымской газете» получать информацию об испытаниях? Или даже поучаствовать в них?

– Безусловно, можно. Вы же знаете, что при министерстве создан общественный совет, который абсолютно в курсе всех наших мероприятий. Если, допустим, общественная или научная организация, которая занимается продвижением рынка газомоторного топлива или добавок на территории РК, подаст обращение в наш адрес, то мы его рассмотрим, и, нет проблем, включим этого человека в состав общественного совета при министерстве.

В тему

 

Потому и мрём

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, 92% населения планеты живёт в районах, где показатели качества воздуха выходят за установленные ВОЗ пределы. В 2012 г. загрязнение воздуха внутри и вне помещений вызвало, по оценкам, около 6,5 млн смертей (11,6% от их общего числа).


По теме