На «Оскаре» перестали говорить по-английски
На «Оскаре» перестали говорить по-английски
11 февраля 2020 - 12:25
На «Оскаре» перестали говорить по-английски 11 февраля 2020 - 12:25
Екатерина Зуева

92-я церемония вручения наград Американской киноакадемии «Оскар» уже стала исторической.
9 февраля, Лос-Анджелес. Режиссёр и продюсер фильма «Паразиты» Пон Чжун Хо и Квак Син-э во время церемонии награждения кинопремии «Оскар». Фото: Reuters

А всё благодаря тому, что впервые за время почти векового существования этой кинопремии победителем стала не американская кинокартина. Более того, даже не европейская, со своим богатым и многогранным кинематографом.

Триумфатором, забравшим главную награду – за «Лучший фильм», стала картина «Паразиты», снятая в Южной Корее. Эта же лента собрала ещё три золотые статуэтки: за «Лучший фильм на иностранном языке» и за «Лучший оригинальный сценарий», а снявший этот шедевр Пон Чжун Хо получил «Оскара» в номинации «Лучший режиссёр».

Успех «Паразитов» тем более примечателен, так как этот год был весьма урожайным на качественные и яркие фильмы. Вот, буквально навскидку: «Джокер» Тода Филлипса, «1917» Сэма Мендеса, «Однажды в… Голливуде» (Once Upon a Time… in Hollywood) Квентина Тарантино, «Ирландец» Мартина Скорсезе и ещё несколько достойных работ.

Более того, ещё до самой церемонии мало кто из окологолливудской тусовки сомневался в том, что лучшим фильмом станет «1917». Потому что именно эта кинокартина первенствовала на других значимых мероприятиях: «Золотом глобусе» (за лучшую режиссёрскую работу) и кинопремии BAFTA. Да и букмекеры, которые до этого редко ошибались в своих прогнозах, видели фаворитом именно фильм Мендеса.

Но случилось то, что случилось. И это можно расценивать как настоящую революцию в умах американских киноакадемиков. Именно так назвали произошедшее, к примеру, обозреватели информационного агентства ТАСС. По их мнению, американское киносообщество очень консервативно по своей природе. И они искренне убеждены, что англоязычные фильмы по умолчанию лучше всех остальных, которые пусть довольствуются специальной номинацией – «Лучший фильм на иностранном языке». Более того, издание The Hollywood Reporter опубликовало подборку настоящих бюллетеней для голосования, в которых академики высказывали своё мнение о номинантах этого года. Так вот, один из академиков прямым текстом указал, что «Оскар» – американская премия, значит, её должен выиграть американский фильм. А ещё стало известно, что некоторые представители жюри даже не стали смотреть «Паразитов», так как им было лень читать субтитры.

Но, судя по всему, и этот консервативный мирок не устоял перед стремлением выходить за рамки сложившихся стереотипов. Просто новое поколение кинокритиков начинает мыслить другими категориями, в которых весь мир уже не вращается вокруг киноиндустрии Голливуда. И эти академики хотят быть открытыми для новых смыслов и новых прочтений.

Собственно говоря, как точно отметил режиссёр «Паразитов» Пон Чжун Хо, когда получал «Золотой глобус» за «Лучший иностранный фильм», всего несколько дюймов субтитров отделяют нас от огромного количества невероятных картин. И вообще, по его словам, у всех режиссёров один язык – язык кино.

Хотя изначально даже он сам совершенно не верил в успех своей картины и считал, что снял специфический корейский фильм, сюжетные линии которого иностранные зрители просто не поймут. А по итогу оказалось, что «Паразиты» – лента о том, как капиталистическая система заставляет людей паразитировать друг на друге, нашла невероятный отклик на всех главных кинофестивалях, включая американский.

И вполне возможно, что теперь «Оскар» перестанет быть церемонией исключительно для тех, кто говорит по-английски. А там, глядишь, и в других сферах начнутся такие же подвижки. Ведь многих уже откровенно утомляет и раздражает это восхитительное, граничащее с наивной искренностью желание смотреть на всё через звёздно-полосатые очки.

В остальных номинациях награды распределились следующим образом:

Лучший актёр – Хоакин Феникс (главная роль в фильме «Джокер»)

Лучшая актриса – Рене Зеллвегер (главная роль в фильме «Джуди»)

Лучший актр второго плана Брэд Питт (кинофильм «Однажды в… Голливуде»)

Лучшая актриса второго плана – Лора Дерн (кинокартина «Брачная история»)

Лучший документальный фильм – «Американская фабрика»

Лучший короткометражный игровой фильм – «Окно напротив»

Лучший анимационный полнометражный фильм – «История игрушек – 4»

Лучший анимационный короткометражный фильм – «Любовь к волосам»

Лучший адаптированный сценарий – кинокартина «Кролик Джоджо»

Лучшая работа оператора, лучшие визуальные эффекты, лучший звук – в этих номинациях победил фильм «1917»

Лучшая музыка к фильму – Хильдур Гуднадоуттир («Джокер»)

Лучшая работа художника-постановщика – фильм «Однажды в… Голливуде»