На их строительство в Крыму выделили миллиарды
На их строительство в Крыму выделили миллиарды
30 июня 2015 - 10:00
На их строительство в Крыму выделили миллиарды 30 июня 2015 - 10:00
Сергей Максимов

 

На их строительство в Крыму выделили миллиарды

20 процентов автомобильных дорог Крыма не соответствуют нормам, «железка» – в простое, тарифы на услуги морских портов отпугивают. Зато аэропорт на подъёме и живёт мечтой о «Крымской волне». Об этом шла речь на втором Крымском транспортном форуме в Алуште. 

Оценено по-крупному 

Более 400 из 708 млрд рублей, зарезервированных в рамках Федеральной целевой программы по развитию Крыма и Севастополя, предназначено на строительство автомагистралей и мостов, модернизацию портов и других объектов транспортного комплекса полуострова. 

Эти инвестиции первый зам. председателя Комитета по транспорту Госдумы РФ Михаил Брячак считает огромным ресурсом и ключевым звеном ФЦП. Когда Правительство России, по словам депутата, всерьез дискутирует о поиске ресурсов в карманах пенсионеров, капиталоёмкие дорожные крымские проекты не сокращают, но эффективность освоения средств не удовлетворяет ни власть, ни бизнес, ни крымчан. 

Помимо работ по ремонту дорожной сети, в рамках ФЦП готовится первая очередь документации по автомагистралям из аэропорта Симферополя в Ялту и Евпаторию. А трасса «Таврида» будет проходить от Керчи до Севастополя через Симферополь по ещё не построенному участку объездной дороги, что должен соединить действующие севастопольскую и ялтинскую трассы.

В то же время республика не смогла освоить 1,5 из 3,8 млрд руб., выделенных на дорожно-ремонтные работы, причём без проведения конкурсов при выборе подрядчиков, что было разрешено в переходный период. Из 198 плановых км отремонтировали всего 110.

– Позавчера закончилась плановая проверка нашего БУ «Росдортехнологии», – докладывал форуму зам. руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Астахов. – Министерство строительства и архитектуры Крыма не смогло предоставить подтверждающие документы по целевому расходованию 368 млн рублей на строительство, ремонт и содержание дорог. Не выполнена программа по 27 объектам. По трём объектам на момент проверки в июне 2015 года не было договоров.

Критика в адрес крымских ведомств звучала и в отношении пробуксовки программы лизинга автобусов и троллейбусов, отсутствия законодательной базы по эксплуатационным характеристикам дорог, срокам их гарантийного обслуживания, недостаточной квалификации кадров, отвечающих за инвестиционную деятельность. 

По мнению выступающих, в деле разработки логистических схем не всегда учитывается баланс перевозок между разными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным и морским. Старые и новые дороги разбиваются тяжёлыми грузовиками, задействованными, например, на доставке песка и щебня, хотя это лучше делать по морю. 

Конкуренция против тарифов

Крымские порты лишь на четверть используют свой потенциал, а износ их оборудования составляет 99 процентов. 

– Я не утрирую ситуацию, – сказал «Газете» гендиректор ГУП РК «Крымские морские порты» Андрей Васюта, – это фактически подтверждённая степень износа основных фондов. 

Больше всего портам досталось от бизнесменов-практиков. Управляющий директор АО «Совмортранс» Олег Хайтаров выдал следующие расчёты: доставка одного контейнера из Китая, например, из Шанхая в Новороссийск будет стоить в среднем 25 тыс. рублей. Перевозка того же контейнера из Новороссийска в Крым обойдётся в 100 тыс. рублей. Доля транспортной составляющей в себестоимости товаров для Крыма – порядка 35–50%. 

Руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Тимофей Кураев предложил изменить структуру управления имуществом портов. 

– Реорганизация ГУП РК «Крымские морские порты» путём его разделения на самостоятельные хозяйствующие субъекты, приведёт к созданию условий конкуренции между ними, – убеждал антимонопольщик. По его мнению, это скажется на тарифной политике, заставит портовиков удешевить свои услуги.

Кстати, большинство бизнесменов против ручного управления, о котором много говорилось на форуме, или дотаций и льгот на перевозки. Они за рыночные отношения, когда для бизнеса действует единые правила.

Ускорит процесс развития транспортного комплекса и ряд законодательных актов.

Во-первых, Правительство РФ приняло постановление «О порядке лицензирования деятельности по перевозке пассажиров внутренним водным и морским транспортом в Крыму». Оно разрешает выполнять экскурсионно-туристические перевозки в нашем федеральном округе без лицензий. Но срок поблажки истекает 1 сентября 2015 года.

Во-вторых, получил одобрение законопроект «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений при организации строительства объектов федерального и регионального значения на Таманском и Керченском полуостровах и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». То есть процедуры по подготовке документации и её согласованию, оформлению земли при возведении Керченского моста существенно упрощаются. 

– В рабочих группах, формирующих техническую документацию, есть специалисты, которые в состоянии дать оценку любой ситуации. Если что-то не проходит общественные слушания, это не значит, что могут быть нарушены меры безопасности. Главный вопрос – это безопасность, второе – скорость, третье – стоимость, – так глава Крыма расставил приоритеты при строительстве 19-километрового транспортного перехода и подходов к нему.

После недавнего визита на полуостров премьер РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, что сокращает число процедур, которые нужно пройти предпринимателям для разрешения на строительство. Их число должно сократиться с 51 до 15, а к 2018 – до 11. В итоге бумажная волокита займёт 56 дней вместо 423 (2012 г.) и 237 дней (2014 г.), а в ряде случаев застройщик может действовать в уведомительном порядке.


Сказано

«Мы считаем, что гарантийный срок (новых дорог. – Ред.) должен быть не меньше 10 лет, а стоимость этой дороги должна быть в разумных нормальных пределах. Прошлогодняя диагностика и оценка технического состояния всех 6130 км дорог общего пользования показали, что нормам соответствуют только 20%, по данным Росавтодора».

Глава Республики Крым Сергей Аксёнов.


В тему

Ждём законодательных решений

Кирилл Сорокин, советник генерального директора ФГУП Инжтехцентра Минобороны России:

– Наше предприятие является неким симбиозом между позициями и задачами, которое ставит государство, в частности Министерство обороны, и позициями бизнес-сообщества. Нам интересно интегрироваться в транспортную систему Крыма и Севастополя, в систему логистики, грузоперевозок. Мероприятие интересно как с точки зрения получения информации, так и в плане законодательных инициатив.

Артём Чёрный, зам. генерального директора по общим вопросам:

– Мы сейчас активно развиваем логистический сегмент, складское и автомобильное хозяйство, услуги ответственного хранения. Минобороны нам переданы объекты на территории Крыма и Севастополя в хозяйственное ведение. Перспектива для бизнеса есть – ждём законодательных решений. Как только эти проблемы будут решены, развитие Крыма пойдёт быстрее.