На что жалуются жители высоток и кто может не платить за отопление подъездов - интервью

На что жалуются жители высоток и кто может не платить за отопление подъездов - интервью

На что жалуются жители высоток и кто может не платить за отопление подъездов - интервью
Фото: Михаил Гладчук

Полторы сотни управляющих компаний обслуживают жилфонд Крыма. На какие недостатки в их работе жалуются крымчане и почему призывы к энергоэффективному ремонту многоэтажек не нашли широкого отклика? Об этом и многом другом мы поговорили с руководителем Инспекции по жилищному надзору РК Элиной Акуловой.

Прозрачное управление

– На начало прошлого года среди 85 регионов страны Крым оказался на 46-м месте по наполнению государственной информационной системы ЖКХ данными о многоквартирных домах (МКД). Управляющие компании не спешили их вносить, хотя от этого зависит прозрачность управления МКД. Как обстоят дела теперь?

– По Республике Крым в ГИС ЖКХ размещено более 90% необходимой информации. Это очень хороший показатель, Крым находится в «зелёной зоне». Мы достигли практически в полном объёме плановых показателей, которые нам установил Минстрой России.

– К отопительному сезону Крым должен был подготовить 13,5 тысячи многоэтажек. Все ли управляющие компании с этим справились?

– Если брать статистику жалоб на качество отопления либо на отсутствие теплоснабжения, то в октябре-декабре 2020 года их было 366, а в 2021 году – 249. Две управляющие организации были привлечены к административной ответственности за грубое нарушение лицензионных требований в части неподготовки дома к отопительному сезону: на октябрь-ноябрь отсутствовали акты и паспорта готовности МКД к зиме.

– Я правильно понимаю, что их так и не лишили лицензий на осуществление деятельности по управлению МКД?

– Основаниями для аннулирования лицензии является повторное нарушение лицензионных требований и исключение из реестра лицензий более 15% от общей площади помещений в МКД, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат. Мы пока не лишили лицензий организации, которые были привлечены к административной ответственности за нарушение лицензионных требований в 2021 году. Процедура аннулирования лицензии непростая, но мы работаем над тем, чтобы устранить с рынка управления многоквартирными домами ряд недобросовестных управляющих организаций. Но напомню, что по результатам проверок инспекции и принятых мер реагирования в 2019-2020 годах в Республике Крым по решению судов были аннулированы лицензии двух управляющих организаций.

Ущерб платежом красен

– Летом прошлого года глава Крыма Сергей Аксёнов поручил горадминистрациям сократить затраты на содержание управленческого персонала в МУП. Чем это закончилось?

– В Симферополе штатное расписание было пересмотрено – процент управленческих затрат сокращён до 10% (от тарифа, установленного на содержание и ремонт МКД. – Ред.). В остальных регионах работа ещё идёт, но в целом эти затраты сейчас варьируются от 10% до 20% – и в МУП, и в частных управляющих организациях.

– В первом полугодии 2021 года количество жалоб крымчан в жилинспекцию увеличилось на 20% в сравнении с аналогичным периодом 2020 года. Сохранилась ли эта тенденция?

– Тенденция сохранилась. В целом за 2021 год в инспекцию поступило 10 610 обращений, что на 20% больше, чем в 2020-м. Как правило, в них крымчане выражают недовольство работой управляющих организаций, качеством жилищных и коммунальных услуг, а также работ по капитальному ремонту общего имущества МКД. Например, при проведении работ по капремонту подрядчики вскрывают кровлю, а вследствие выпадения осадков затапливает квартиры на верхних этажах. Люди обращаются с требованием возмещения нанесённого ущерба. И им его возмещают. Если это не происходит в добровольном порядке, мы проводим проверки в отношении регионального оператора и выдаём предписание провести работу с подрядчиками, направленную на возмещение ущерба.

Компенсация за капремонт не вдохновляет?

– Собственникам жилья, которые решили перейти на экономное потребление энергоресурсов и провести энергоэффективный капремонт, государство обещает компенсацию затрат от Фонда содействия реформированию ЖКХ. Много ли крымчан решились на такую модернизацию общедомового имущества?

– В Крыму создана межведомственная рабочая группа по рассмотрению заявок на предоставление финансовой поддержки за счёт средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ на проведение капитального ремонта МКД на территории республики. Всего одно заявление поступило в адрес рабочей группы на компенсацию средств, потраченных на энергоэффективный капремонт. Правда, поступило три раза. И трижды заявка была отклонена в связи с тем, что документы не соответствовали требованиям, которые заявлены Фондом содействия реформированию ЖКХ.

– То есть компенсацию люди не получили?

– Да. Объективно ситуация непростая. Нужно правильно собрать пакет документов, чтобы подтвердить заявку, доказать проведение таких работ.

Подъезд подъезду рознь

– С 2019 года жильцы высоток вынужденно платили за отопление подъездов, даже если батареи в них были срезаны. По этому поводу было много жалоб и возмущений.

– Есть Правила № 354 («О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), которые определяют порядок расчёта за те или иные коммунальные услуги, в том числе услугу по теплоснабжению. По факту только в Республике Крым такое большое количество многоквартирных домов, в которых радиаторы отопления в местах общего пользования демонтированы. В других субъектах такого нет. К тому же надо учесть крымскую специфику: у нас при Украине около 10-15% абонентов были отключены от систем централизованного теплоснабжения и перешли на индивидуальные источники отопления. И когда с 2019 года начала применяться новая формула расчёта и в платёжных документах появилась строка за отопление мест общего пользования, то, конечно же, это вызвало определённую социальную напряжённость.

Правительству РФ было поручено внести изменения в Правила № 354 в части начисления за услугу по теплоснабжению при отсутствии батарей в местах общего пользования. Эти изменения вступили в силу с июля 2021 года.

У собственников МКД появилась возможность обратиться в адрес теплоснабжающей организации с соответствующим заявлением и представить документы, подтверждающие, что батареи отсутствуют.

– Все ли это могут сделать?

– Дело в том, что МКД изначально вводились в эксплуатацию с радиаторами отопления. Соответственно, в техдокументации они присутствуют. Другой проблемный вопрос в том, что по многим МКД сохранились только инвентарные дела, а техническая документация так и не восстановлена. Поэтому многие крымчане оказались лишены возможности обратиться в теплоснабжающую организацию с заявлением для перехода на новую формулу расчёта. И тогда Главой Республики Крым было принято решение о создании межведомственных комиссий при органах местного самоуправления, которые должны проводить осмотры общего имущества многоквартирных домов. Если по результатам осмотра установлен факт отсутствия батарей в местах общего пользования, комиссии выносят соответствующее решение, и с ним собственник помещения может обратиться в теплоснабжающую организацию.

– Такие комиссии сейчас есть во всех городах?

– Они созданы во всех муниципальных образованиях, в которых есть централизованное теплоснабжение. Сегодня в ряде муниципальных образований оно отсутствует. Это Армянск, а также Бахчисарайский, Джанкойский, Кировский, Красноперекопский, Первомайский, Сакский и Советский районы.

Наиболее остро вопрос с оплатой отопления мест общего пользования при отсутствующих батареях стоял в Феодосии. Администрация города отработала его в полном объёме. Межведомственная комиссия города осмотрела все МКД с централизованной системой отопления и вынесла соответствующие решения. Затем феодосийский филиал «Крымтеплокоммунэнерго» на основании заявлений перевёл собственников помещений на новую формулу расчёта за услугу по теплоснабжению.

Все муниципальные образования работают в этом направлении. Но надо понимать, что эта процедура имеет заявительный характер.

КСТАТИ

По результатам проведённых инспекцией в 2021 году проверок произведён перерасчёт платы за жилищные и коммунальные услуги собственникам жилых помещений на общую сумму свыше 5 млн рублей.

ЦИФРА 

5 млн 225 тыс. рублей по результатам работы Жилинспекции РК в 2021 году поступило в бюджет Крыма и местные бюджеты муниципальных образований республики. Из них около 4,7 млн рублей – по штрафным санкциям и 533 тыс. рублей – за услугу по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению МКД.


По теме