
.jpg)
здесь стало очень много браконьеров.
Фото: Лариса МЕРКУШЕВА
Законы надо соблюдать
Два слова о самом запрете.
– Этот запрет существовал и прежде. И местные жители, и ихтиологи, и пограничники всегда знали, что есть районы, где зимует кефаль, подрастает молодняк, поэтому рыбалка в это время там незаконна. Но эти правила особо не соблюдались. В Российской Федерации всё иначе: если правила существуют, их нужно выполнять, – отметил председатель Госкомрыболовства Андрей Дедюхин.
Как рассказала заместитель директора по научной работе Южного научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии Ольга Ровнина, в Крыму существует ряд таких мест, они традиционны, и рыба зимует там из года в год. Зимовальные ямы есть возле Ялтинского грузового порта, Ялтинского пассажирского порта, в акватории порта «Артек», в Феодосийском заливе (от Центрального причала до причала на мысе Чумка), а также в зонах от причала Карадагского заповедника до мыса Толстый и от мыса Меганом до мыса Пещерный. В зимовальных ямах собирается чуларка (так называют молодь кефали), и при ловле там рыбы теряется то пополнение, которое должно вступить в промысел.
Чёрное море и так не слишком богато кефалью: в своё время её значительно потеснил появившийся пиленгас. В последние годы учёные отмечают постепенное увеличение численности кефали, но ловля этой рыбы с берега сводит на нет их надежды.
Особенно «преуспела» в этом Ялта. И те, кто считает, что рыболовы, стоящие на берегу с удочками, не могут нанести особого вреда (мол, сколько они там выловят), просто не знают, какие варварские способы тут зачастую используются и какого масштаба может достичь проблема.
– Есть нормальные рыбаки-любители, которые ловят на крючок с наживкой, а есть браконьеры, которые багрят, или, как это ещё называют, дерут, рвут рыбу: на леску с грузом прикрепляется не один-два, а сразу несколько крючков, леску забрасывают в море, резко дёргают и поддевают этими крючками рыбу – когда за живот, когда за хвост. При этом на одну вытащенную кефаль приходится с десяток травмированных, которые потом погибают. Знакомые ребята-дайверы рассказывали, что местами на дне мёртвая рыба лежит слоем до 20 сантиметров! – говорит президент местной общественной организации «Ялтинский рыболовный клуб» Александр Ковалёв.
По словам Ковалёва, в Ялте рыбу с набережной ловили всегда, но в этом году здесь происходит просто что-то невообразимое: стало очень много браконьеров. Даже те, кто ещё недавно ловил рыбу нормальным способом, переходят на варварский: так быстрее и проще.
Браконьерам запретить
– На днях я прошёлся по набережной и посчитал: только 10 человек было нормальных рыбаков, 20 человек ловили с помощью «косынки» (так называют небольшую сеть треугольной формы) и 180 человек багрили (их легко узнать по постоянным резким махам удилища), – рассказывает президент «Ялтинского рыболовного клуба». – И неправда, что ловят только для себя – у браконьеров налажена сеть сбыта: и прямо на набережной продают, и на мопедах развозят рыбу по городу, по торговым точкам. Килограмм стоит 200 рублей, багрением можно наловить килограммов 15 – и это покроет штраф за нарушение запрета (от 2 до 5 тыс. рублей). Так что проблема тут очень серьёзная. Понятно, что запрет один для всех, но моё мнение – нормальным рыбакам не нужно запрещать зимний лов с набережной, его нужно запретить браконьерам.
Проблема ещё далека от окончательного разрешения. Но вещи уже названы своими именами: участники расширенного совещания в Госкомрыболовстве республики признали нарушение правил рыболовства в акватории ялтинских портов, а также набережной браконьерством. Пограничной службе, полиции и народному ополчению рекомендовано проводить систематические рейды для недопущения нарушений законодательства Российской Федерации.