Море франшиз
Море франшиз
16 июня 2016 - 16:01
Море франшиз 16 июня 2016 - 16:01

Игорь РЯБОВ, руководитель 
экспертной группы «Крымский проект»

Чтобы сохранить и развить сектор малого и среднего предпринимательства в Крыму, нужны оперативные меры поддержки. Структура экономики и кризис, в котором пребывает малое и среднее предпринимательство в Крыму, позволяют обратиться к такому эффективному и оперативному инструменту, как франчайзинг (использование проверенной бизнес-модели. – Ред.).

В России в последние два кризисных года спрос на франшизы растёт. По оценке Российской ассоциации франчайзинга, в 2015 году рынок франчайзинга в стране вырос на 15%. Даже непобедимый MacDonald’s летом 2015 года наконец продал свою первую российскую франшизу кемеровской компании, отдав право открывать рестораны сети в Новосибирской, Томской, Кемеровской областях и на Алтае.

Во многих российских регионах есть целые стратегии развития и содействия франчайзингу – настолько удобным является этот инструмент для инвестора, а инвестиции здесь начинаются от нескольких сотен тысяч рублей.

Сегодня среди основных мер государственной поддержки предпринимательства в России превалирует софинансирование государством создания индустриальных парков и различных по направлению экономических кластеров. Делается ставка и на свободную экономическую зону. Наши экономические власти увлеклись кластерными инструментами, впечатлившись успешными примерами в Калуге, Санкт-Петербурге, Казани. В условиях Крыма это делать тоже нужно, и есть для этого ниши (например, очень перспективно развитие образовательного кластера на базе КФУ или медицинского кластера в Сакском районе), но всему требуется время. Экспертная группа «Крымский проект» оценивала перспективы создания инновационного кластера в Евпатории на базе оздоровительного туризма: только создание соответствующих структур, согласование модели развития и прочие полагающиеся процедуры – всё это занимает два-два с половиной года. 

Но франчайзинг относится к моделям, созданным самим бизнесом и работающим без раскачки. Инвестор фактически покупает бизнес в «коробке», используя уже существующую модель. Под инвестиции нужен некий «коробочный» продукт – франшиза, плюс помещение, плюс недостающие средства. Инвестиции в такой бизнес совсем не велики – от нескольких сотен тысяч рублей.

Сегодня к Крыму проявляют интерес многие держатели франшиз, включая такие известные бренды, как «Шоколадница», «Экспедиция», «Инвитро» и т. д. В ответ на этот интерес крымский бизнес объединился на базе платформы «Море франшиз» и готов кооперироваться с российскими лидерами сетевого бизнеса, чтобы приобретать российские и международные франшизы для распространения в Крыму.