Модницы не жалели птиц
Модницы не жалели птиц
09 марта 2015 - 17:48
Модницы не жалели птиц 09 марта 2015 - 17:48
Ирина Гуливатая

И кололи людей стальными булавками 

8 Марта, задуманный как День борьбы за права слабого пола, давно уже превратился просто в праздник женственности. Ведь самих женщин красота и мода всегда интересовали больше, чем борьба. И пока госпожа Клара Цеткин учреждала Международный женский день (это было в 1911‑м), модницы укорачивали юбки и примеряли новые шляпки.

Башмачное ремесло для школьниц 

Мини-юбки вошли в моду в 1960‑х, но укорачивать этот важный предмет дамского гардероба начали еще сто лет назад. Интересно, что подобную тенденцию признали полезной для здоровья, но расточительной для семейного бюджета. Так, по мнению врачей, короткие юбки (по тем временам это означало – чуть выше щиколотки) «гораздо гигиеничнее прежних длинных «швабр», которыми наши щеголихи подметали улицы и расселяли в жилых помещениях бациллы разных заразных болезней». Однако, сократив длину юбок, женщины стали более придирчиво относиться к выбору обуви и чулок, ведь теперь они оказались на виду. Понятно, что модницы выбирали самые лучшие и дорогие туфли и чулки. Их мужья этому были не слишком рады. Проблему пытались решить даже на законодательном уровне. В 1913 году одесская газета писала, что гласный городской думы П. М. Кардиналовский внес любопытное заявление. Подробно разбираясь в тонкостях женского туалета, гласный указывает, что последняя мода на узкие юбки «связала, точно тисками» не только самих модниц, но и их мужей. Узкие юбки, обнажающие ноги, по мнению гласного, требуют непомерных расходов на красивую обувь. На основании цифровых данных Кардиналовский устанавливает, что семья из пяти душ должна тратить на обувь около 250 рублей в год. Как выход из этого положения, глубокомысленный гласный предлагает обучить всех школьниц, будущих модниц, башмачному ремеслу.

«Шароварная» революция 

В 1911 году настоящую революцию в мире моды произвела придумка парижских модельеров: они отказались от юбки, заменив ее шароварами. Пресса тут же окрестила новую моду гаремной, отмечая, что «в деле постоянного реформирования юбки произнесено наконец последнее слово – перейдена грань, очерчивающая само понятие: юбка внизу раздвоилась». Поклонницы смелой моды нашлись не только в Париже. Так, в марте все того же 1911 года в Керчи «одна из местных дам-модниц, показавшаяся на улице в модной юбке-шароварах, подверглась преследованию и насмешкам со стороны толпы мальчишек. Поднялся свист, гам. Спасаясь от преследования назойливых детей, модница скрылась на извозчике». Впрочем, так смеялись над поклонницами шаровар и в Москве. А французы при этом уверяли, что идею они позаимствовали у русских: в Париже шел русский балет «Шехерезада», в котором танцовщицы появлялись в шароварах. Костюмы для балета придумал художник Лев Бакст, вот его-то французы и назвали вдохновителем «шароварной» революции.

Фальшивые колибри 

Как известно, мода требует жертв. Но в их число могут попасть не только сами модницы. Такой вроде бы безобидный предмет, как дамская шляпка, в начале ХХ века был просто смертельно опасным. В то время дамы использовали для шляпок 20‑сантимет­ровые стальные острые булавки, с их помощью шляпка крепилась к прическе. Острие булавки при этом оставалось «на улице», и в толпе или в общественном транспорте на него частенько натыкались люди. Власти предписывали снабжать шляпные булавки наконечниками, но, увы, мало кто соблюдал это требование. Еще один модный «шляпный» аксессуар (огромные страусовые перья) представлял угрозу другого рода. Как писала в 1914 году столичная газета, «одна из дам пришла в шляпе с огромным пером в пасхальную ночь в церковь и, забыв о длине пера, встала вблизи горевших свечей. Одно неаккуратное движение, перо воспламенилось – и вмиг вся шляпа была в огне. С трудом ее удалось сорвать с головы обезумевшей дамы и предотвратить несчастье, которое грозило не только жизни модницы, но и других молящихся».

Страдали из-за капризов моды не только люди. Сто лет назад заграничные дамские шляпки украшали чучелами экзотических птиц, особенно ценились шляпки с колибри. Правда, мало кто из модниц знал, как именно выглядят колибри. А мошенники этим беззастенчиво пользовались. В 1903 году в одной из петербургских газет появилась такая новость: «В Петербург прибыли заграничные агенты, которые в массе стали скупать битых воробьев. Принимают только экземпляры с неповрежденными крыльями и головками. Загримированные в колибри и в других пестрых птичек, эти воробьи украсят дамские шляпки заграничного производства».

Фото: utahch.blogspot.com; liveinternet.ru; fashion-way.ru; commons.wikimedia.org