Многофункциональный бойкот
Многофункциональный бойкот
27 мая 2016 - 10:01
Многофункциональный бойкот 27 мая 2016 - 10:01
Дарина Солнцева
Администрации городов тормозят создание сети МФЦ 
Многофункциональные центры (МФЦ), которые появились в республике с некоторых пор, предоставляют крымчанам государственные и муниципальные услуги. Как понимает читатель, в идеале это повышает доступность этих услуг для граждан и снижает коррупционные риски.
Фото: Антон ВОЛК.

Нет земли на берегу…

Вспомним, однако, что два года назад ради ради повышения доступности для крымчан государственных и муниципальных услуг Министерство экономического развития РФ подписало соглашение с Совмином Крыма. И на создание сети многофункциональных центров на полуострове только в 2015 году было выделено 384 млн руб. Крым за эти деньги должен догнать российский стандарт предоставления госуслуг в МФЦ.

В Совмине признают, что, по соглашению, количество окон для обслуживания в МФЦ должно составлять 325, но пока открыто 212. По справочной информации Совета министров РК, доля граждан, имеющих доступ к госуслугам по принципу «одного окна» по месту проживания ныне составила порядка 25% вместо необходимых 58%. А из 33 обязательных госуслуг, которые крымчане должны получать в МФЦ, они получают только 28.

К сожалению, реализация проекта по созданию сети МФЦ признана заместителем Председателя Правительства РФ Дмитрием Козаком неудовлетворительной. А прокурор Крыма Наталья Поклонская направила в Совмин РК представление с требованием устранить нарушения закона в сфере организации предоставления государственных услуг.

Но даже касаясь темы количества услуг, стоит вспомнить нюанс, который будет интересен читателям. Дело в том, что крымские МФЦ пока не могут предоставить все 33 услуги. Например, обязательную госуслугу «Приём заявления и документов для оформления паспорта гражданина РФ, удостоверяющего личность гражданина РФ за пределами территории Российской Федерации». Как официально уточняет УФМС по Республике Крым и Севастополю, собственно, даже в полномочия территориального подразделения УФМС такая функция не входит. Более тог, выдача биометрического загранпаспорта т. н. нового образца невозможна без приобретения специального дорогостоящего оборудования. А это нецелесо­образно до завершения формирования всей сети МФЦ.

цифра

37 окон обслуживания ТОСП (территориальное обособленное структурное подразделение) и МФЦ в Красноперекопске, Ялте и Симферополе планируют открыть до конца мая 2016 года. Это позволит достичь показателя в 226 окон (от необходимых 325).

Но вот в сфере земельных отношений ситуация выглядит более выгодно.

Апрельское допсоглашение между ГБУ РК МФЦ и Министерством имущественных и земельных отношений Крыма уже с августа даст возможность оказывать крымчанам «осуществление… выдачи выписок из реестра федерального имущества».

А вот три услуги, касающиеся предоставления земельных участков, находящихся в федеральной собственности, проблематичны, ведь по сегодняшний день в республике не завершен процесс по передаче земельных участков Республики Крым в федеральную собственность.

Вежливый отказ 

Понятно, что МФЦ пока недостаточно, оттого и не уменьшаются в них очереди. Но если читателям действительно интересно, кто виноват и что делать, стоит копнуть тему МФЦ поглубже. Выясняется, что проект завязан на местные органы власти, то есть администрации городов и районов. Но почему-то некоторые главы администраций выбрали оригинальную тактику самоустранения от решения проблемы. Как пример, глава администрации города Алушты. Письмом от 25.03.16 он любезно уведомил Министерство внутренней политики, информации и связи РК, что в существующих границах муниципального образования городской округ Алушта свободных земель под МФЦ нет. Странно, что для передачи в частную собственность участки в Алуште есть, а для важного государственного дела – предоставления госуслуг населению – участков как бы и нет.

Не менее проблемной ситуация оказалась с ремонтом помещений, выделенных под МФЦ, например, в Ялте, селе Перове Симферопольского района, Белогорске и Красноперекопске, где подрядчики рискнули отойти от договорных условий и поимпровизировать. Результат – иски в судах против этих подрядных организаций.

Тормозит расширение сети МФЦ, кстати, в целом равнодушное отношение исполнительных органов госвласти к разработке административных регламентов предоставления госуслуг. Но без таких «дорожных карт» с детальными правилами предоставления госуслуг продвижение МФЦ невозможно. Задача Мининформа РК – провести их экспертизу. И на март 2016 года из 204 проектов было принято 124 (61%).

Электронка против взяток?

Хорошая новость – до конца мая 2016 года запланировано открытие 37 окон обслуживания ТОСП (территориальное обособленное структурное подразделение) и открытие МФЦ в Красноперекопске, Ялте и Симферополе, что позволит достичь показателя в 226 окон (от необходимых 325). Уже сейчас ради увеличения доли крымчан, получающих услуги в электронном виде, Мининформ предложил увеличить «крымский» перечень госуслуг, оказываемых в электронном виде. Соответствующее предложение (разработанный проект) передали в исполнительные органы госвласти, о чём уведомили прокуратуру. То есть местным чиновникам дали шанс исправить ситуацию.

Инициативу Мининформа многие, однако, проигнорировали. Например, Служба государственного строительного надзора Крыма. Последняя отказалась внести в перечень госуслуг, оказываемых в электронном виде, выдачу разрешений на выполнение строительных работ. Хотя, согласитесь, эта услуга могла бы сильно сократить очереди в коридорах чиновников. Служба отказала крымчанам в этом под предлогом того, что статьёй 51 Градостроительного кодекса РФ оказание данной услуги в электронной форме не предусмотрено. Но в Мин­информе Крыма чиновникам ведомства напомнили, что Федеральный закон № 210‑ФЗ (ч. 3 ст. 1) даёт право высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ, в данном случае Сов­мину Крыма, утвердить дополнительный перечень услуг, предоставляемых в электронной форме. В переводе на русский – нет ничего невозможного, было бы желание чиновников службы взять на себя дополнительную ответственность.

Понятно, почему чиновники не горят желанием переходить на предоставление электронных услуг крымчанам, а предпочитают держать очереди просителей в коридорах. Тем не менее после специально созванного совещания с первым зампредседателя правительства Крыма Михаилом Шереметом Службе госстройнадзора всё же пришлось пойти на компромисс.

Стратегический ЦОД 

Как объясняют в министерстве, есть ещё одна задача, от которой зависит расширение сети МФЦ. Это создание региональной системы межведомственного электронного взаимодействия (далее – РСМЭВ). То есть системы межведомственного электронного, а не бумажного взаимодействия. В переводе на русский – в Крыму создают полноценную инфраструктуру «электронного правительства», которая позволит федеральным, региональным и местным органам власти в электронном виде передавать и обмениваться данными, необходимыми для оказания услуг. И если раньше на такие запросы в бумажном виде уходило от 5 до 30 дней, то теперь обмен сведениями будет занимать не более нескольких часов.

В надежде ускорить работу чиновников глава Крыма Сергей Аксёнов дал срок на её разработку до 1 апреля 2016 года.

Однако для ввода РСМЭВ в промышленную эксплуатацию необходимо разместить её в центре обработки данных, удовлетворяющем требования законодательства Российской Федерации в сфере безопасности.

И если в других субъектах Российской Федерации РСМЭВ внедрялась в течение 5 лет с предварительным созданием необходимой инфраструктуры – центра обработки данных, то в Республике Крым такую работу необходимо проводить параллельно.

Дело в том, что РСМЭВ может заработать только при подписании соглашения о взаимодействии при создании региональной инфраструктуры электронного правительства. Этим соглашением на Мининформ возлагается обязанность до 1 июля 2016 года создать государственный центр обработки данных Республики Крым (ЦОД РК).

Этот стратегический проект требует времени и будет создан не ранее конца 2016 года рамках Государственной программы Республики Крым «Информационное общество» на 2016-2018 годы, тем не менее Миниинформом Крыма с целью выполнения соглашения о взаимодействии ведутся работы по временному разворачиванию системы РСМЭВ с использованием собственных мощностей «Крымтехнологии».