Митрополит Лазарь: Русское православие не имеет границ
Митрополит Лазарь: Русское православие не имеет границ
08 мая 2015 - 12:04
Митрополит Лазарь: Русское православие не имеет границ 08 мая 2015 - 12:04

Владыка рассказал «Газете», как церковь участвует в воспитании не только детей, но и нерадивых папаш, а также как восстанавливает храмы 

Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь – безусловно, один из самых авторитетных крымчан. К его словам прислушиваются, его советам и наставлениям следуют не только верующие, но и люди, казалось бы, далёкие от дел церковных. Может, поэтому читатели «Газеты» не менее часто, чем министрам и разного ранга чиновникам, адресуют ему свои вопросы.

– Владыка, крымчане знают, что ни о каком воссоздании кафедрального собора Святого Александра Невского и речи быть не могло, если бы не вы. Все эти годы, вопреки экономическим и политическим проблемам, строительство собора продолжалось. Почему вы решили воссоздать именно этот храм?

– В богоугодном деле возрождения кафедрального собора принимали участие очень многие, начиная от руководства республики и заканчивая простыми прихожанами. Конечно, сегодня особые слова благодарности я хотел бы выразить нашему президенту Владимиру Путину. Его патронат при строительстве собора проявляется во всём. И результат налицо. Не буду много говорить. Зай­дите в храм, и вы всё увидите своими глазами. Почему решил, что надо восстановить именно Александро-Невский собор? Этот храм был одним из первых монументальных зданий Симферополя. В I860 году, после учреждения самостоятельной Таврической епархии, собор стал кафедральным. В нём имелись священные и исторические реликвии: подаренные Екатериной II золотые потир, дароносица, лжица, два копия, Евангелие, дарохранительница, сосуд для воды, ковш, кадило, два блюдца, звездица. На престоле хранилась копия чудотворного образа Божией Матери Касперовской, её преподнёс храму архиепископ Иннокентий, высочайшая грамота императора Александра II, в которой он благодарил жителей Таврической губернии за услуги, оказанные Отечеству во время Крымской войны 1853–1856 годов. Ещё одна реликвия – большое напрестольное Евангелие, украшенное сребровызолоченными досками с изображением Воскресения Христова и четырёх евангелистов на верхней доске и Благовещения и четырёх херувимов – на нижней. На Евангелии была сделана надпись: «C молитвою веры и благодарности ко Христу Спасителю, за сохранение драгоценной жизни Благочестивого Императора Александра II 4 апреля 1866 г., приношение в Александро-Невский кафедральный собор от духовенства и дворянства Таврического».

– Какие ещё новые и разорённые ранее храмы, монастыри строятся и восстанавливаются сегодня в Крыму?

– Их немало. Но особо среди них я бы хотел выделить самые древние – это пещерные храмовые и монастырские комплексы: Свято-Успенский монастырь под Бахчисараем, Святого великомученика Георгия Победоносца монастырь у мыса Фиолент, Свято-Климентовский Инкерманский монастырь, преподобного Лазаря Муромского монастырь (село Скалистое) – древнее поселение Бакла, Святого Феодора Стратилата пещерный монастырь Ай-Тодор (село Малое Садовое), Благовещенский мужской монастырь на Мангупе. А также Топловский Троице-Параскевиевский женский монастырь, Святого апостола и евангелиста Луки монастырь в селе Лаки. С Божией помощью проводятся строительно-реставрационные работы, создаются общины и пополняется монастырская братия.

– Известно, что священнослужители епархии не остаются в стороне от проблем верующих крымчан, да и мирских. Например, одним из знаковых событий стало подписание соглашения со службой судебных приставов.

– Действительно, между Симферопольской и Крымской епархией и Управлением Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым подписан договор о сотрудничестве. Это особенное событие. Ведь приставы осуществляют надзор за правопорядком. А это нелёгкая ноша. Вспомним слова Священного Писания: «Соблюдение правосудия радость для праведника и страх для делающих зло». (Притч. 21:15.) 

– Что это за история, когда судебные приставы собрали наиболее злостных отцов‑алиментщиков и отвели их в храм на беседу со священником. Говорят, из 14 человек после этого 9 сразу же оплатили долги по алиментам детям. Такие воспитательные уроки для нерадивых папаш по-прежнему практикуются?

– Этот случай в одном из районов Симферополя, я считаю, наглядно отражает суть взаимодействия Симферопольской и Крымской епархии и Управления Федеральной службы судебных приставов. Сейчас обсуждаются вопросы сотрудничества епархии и Управления службы судебных приставов в части возрождения духовности, основанной на традиционных нравственных ценностях, поддержки духовно-нравственных традиций на благо Отечества и укрепления семьи, формирования в сознании граждан представлений о правах человека и об ответственности перед обществом, побуждения граждан к исполнению судебных актов и актов других органов. А также возможности для реабилитации социально неблагополучных лиц с учётом их дальнейшей социализации и погашения ими задолженностей, формирования устойчивых стереотипов поведения граждан, связанных с исполнением взятых на себя обязательств в труде и по отношению к ближним. Мы рассмотрели возможность организации и проведения в храмах, монастырях, приходах просветительской работы, направленной на укрепление нравственных принципов в деле создания семьи и помощь ближним, оказание духовной поддержки социально неблагополучным гражданам.

– Крымские священнослужители активно оказывали помощь беженцам с юго-востока Украины. Сейчас они продолжают заниматься этим благородным делом?

– Симферопольская и Крымская епархия по-прежнему принимает активное участие в оказании необходимой помощи пострадавшим из зоны военных действий юго-востока Украины. Регулярно силами епархии собираются денежные средства, продукты питания, одежда, предметы личной гигиены, постельное бельё, необходимая мебель и многое другое. За последнее время Симферопольская и Крымская епархия направила более пяти церковных гуманитарных конвоев с продуктами, одеждой и всеми необходимыми средствами для восстановления быта жителей юго-востока Украины.

– Наших читателей волнует и такой вопрос: как объяснить, что сейчас Крым находится в составе России, а церковь подчиняется Киеву? Православие в Крыму прошло в своём развитии ряд сложных этапов. Это еще один?

– Симферопольская и Крымская епархия остаётся в статусе канонической епархии Украинской православной церкви Московского патриархата. Является каноническим подразделением Украинской православной церкви Московского патриархата и входит в её иерархическую структуру. А сама Украинская православная церковь, как известно, является неотъемлемой составной частью Русской православной церкви. Предстоятель Украинской православной церкви блаженнейший Онуфрий, митрополит Киевский и всея Украины, является постоянным членом Священного синода Русской православной церкви. Поэтому было бы неправильно Русскую православную церковь представлять как церковь только Российского государства. Русское православие выходит за пределы государственных и политических границ. Хочу ещё раз напомнить, что мы принадлежим к единой вере и единой церкви.

– В заключение вопрос, ответ на который сегодня ищут многие. Чем объяснить такой всплеск агрессии, которая часто проникает даже в детские коллективы? Как поступать обычному, как говорят, маленькому человеку, чтобы не утонуть в этом море ненависти?

– То, что мы видим, – это страшные события, которые коснулись не только украинского государства, но и его граждан. Преподобный Амвросий Оптинский говорит: «Отчего человек бывает плох? От того, что забывает, что над ним Бог». Его святейшество патриарх Кирилл говорит: «Междоусобные брани уже не раз случались в нашей истории. Именно они привели к ослаблению Киевской Руси… Уроки истории также показывают, что междоусобная брань всегда порождает угрозу покорения Отечества внешним силам. И встарь, и ныне перед нами встаёт в таких случаях опасность потери подлинного суверенитета народа». Поэтому Симферопольская и Крымская епархия на протяжении многих лет тесно сотрудничает с руководством республики в деле возрождения и сохранения духовности в Крыму. В нашей епархии ещё 14 лет назад были созданы и сегодня ведут активную работу епархиальные отделы, в которых состоят как представители духовенства, так и миряне. Идёт плодотворная совместная деятельность по формированию правильных патриотических и духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения крымчан. Ещё в 1994 году прошла первая крымская церковно-педагогическая конференция. А в 2003 году Министерство образования Крыма утвердило программу спецкурса «Основ православной культуры Крыма». С Божией помощью нами совместно с Министерством образования и науки, молодёжи и спорта Крыма было издано достаточное количество учебных пособий и методической литературы. Проведено множество различных конференций, чтений, семинаров. Ежегодно Симферопольская и Крымская епархия проводит международный и республиканский конкурсы школьников – знатоков православной культуры «Зерно истины». Очень важно, что это мероприятие, выйдя из школьной аудитории, посредством еженедельной телепередачи вот уже семь лет заходит в каждый дом не только крымчан, а и через международный спутниковый канал транслируется в странах СНГ и Европы. Большим успехом пользуются проводимые Симферопольской и Крымской епархией в содружестве с Министерством образования Крыма конкурсы: «Лучший урок нравственности» и «Учитель года» (в номинации «Основы православной культуры Крыма»), а также конференции школьников «История православия в Крыму». Сегодня мы ещё не вполне осознаём всю значимость этих событий. Но спустя время, я уверен, это благое дело принесёт свои достойные плоды.

Справочная «Газеты»

Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь (в миру Ростислав Филиппович Швец) родился 22 апреля 1939 г. в с. Комарин, ныне Кременецкого района Тернопольской области, в крестьянской семье.

С 15 лет стал послушником в Свято-Духовском скиту Почаевской лавры, затем два года в Успенском Жировицком монастыре Минской епархии. В 1957 г. поступил в Минскую духовную семинарию.

В 1958-1961 гг. служил в рядах Советской армии.

В 1964 г. окончил Одесскую духовную семинарию, в 1968 г. Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

С 1968‑го по 1971 г. занимался в аспирантуре при Московской духовной академии и являлся референтом отдела внешних церковных сношений.

В 1973 г. был рукоположен во диакона, затем во иерея.

В 1975 г. назначен в клир Аргентинской епархии, где одновременно являлся в течение пяти лет секретарём архиепископа Аргентинского и Южноамериканского.

В 1980 г. назначен епископом Аргентинским и Южноамериканским, патриаршим экзархом Центральной и Южной Америки.

За время своего пребывания на Аргентинской кафедре (до 1989 г.) объединил вокруг храма православных соотечественников, находящихся в патриотическом объединении, создал из них архиерейский хор. Построил ряд храмов. Внёс большой вклад в развитие местной епархии РПЦ. В честь 1000‑летия Крещения Руси в 1988 году добился переименования площади Чаркес в Буэнос-Айресе в площадь Святого Князя Владимира. Там установлен и памятник этому святому.

В Чили в трудные пиночетовские годы, когда было запрещено храмостроительство, по благословению архиепископа Лазаря был построен церковный зал, который впоследствии был переоборудован в храм Иоанна Богослова.

В 1989 году назначен архиепископом Тернопольским и Кременецким.

В 1991 году – архиепископом Одесским и Херсонским.

В 1992 году назначен архиепископом Симферопольским и Крымским.

В 2000 г. возведён в сан митрополита.

Фото: crimea.orthodoxy.su, zlatoust.prihod.ru