Мы тратили, тратили…
Мы тратили, тратили…
22 октября 2015 - 10:01
Мы тратили, тратили… 22 октября 2015 - 10:01
Дарина Солнцева

Крымские министерства обязали создать управления внутреннего финансового контроля 
Счётная палата Крыма проинформировала парламентариев о результатах проверок в 2015 году, которыми охва­тила уже 151 предприятие.

Тогда вопросов будет меньше

Распоряжение бюджетными средствами в Крыму – особая тема. Тем более в связи с наличием 25-го постановления Совмина РК, которое позволило чиновникам до конца года проводить закупки по некоторым позициям без тендера… Как подтверждают в Счётной палате Крыма, подавляющее большинство закупок в республике с начала года – это закупки у единственного поставщика. И, как утверждают в Счётной палате РК, если бы процедуры всё-таки проводились конкурентным способом, экономия бюджетных средств по отдельным позициям могла бы составить более 30%… 

Но это в идеале. А пока крымские чиновники находятся в вопросе закупок в «льготных» условиях, единственным способом контроля остаются проверки.

За 9 месяцев этого года в поле зрения Счётной палаты попали главные распорядители бюджетных средств, их подведомственные учреждения, ГУПы, а также получатели средств бюджета Республики Крым, в том числе за счёт субвенций из федерального бюджета. 

Подверглись проверкам Министерство спорта Крыма, Минкульт, Министерство юстиции, Минфин, Минобраз и Минздрав республики. А сейчас обоснованность и эффективность своих расходов доказывают Министерство ЖКХ Крыма, Минис­терство курортов и туризма РК, Гос­комитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан РК и другие.

Сегодня главная рекомендация Счётной палаты для всех ведомств, предприятий и организаций – одна: создавать для постоянного мониторинга так называемые органы внутреннего финансового контроля или специальные должности аудиторов и ревизоров в структуре учреждений. Дело в том, что до сих пор даже не все министерства в Совмине имеют отделы внутреннего аудита, а значит, не имеют внутреннего контроля. Но крымчане, однако, помнят, как ещё в бытность при Украине вскрылось, что в Минстрое, где ворочали миллиардами, не оказалось такого контролирующего управления. В результате никто не мог отчитаться, куда и насколько эффективно тратились громадные деньги. 

Глава Счётной палаты РК Анатолий Заиченко говорит:

– Например, по результатам наших проверок подобная служба создана в Министерстве культуры. Реакция министра Арины Вадимовны Новосельской была очень правильная. Они очень быстро меры приняли. У кого из министерств этих структур не было – сегодня они создают, потому что это требование общероссийского законодательства. И мы рекомендуем всем структурным подразделениям, всем участникам бюджетного процесса иметь соответствующие (контрольные) подразделения, тогда будет меньше вопросов.

Нарушения «временного характера»

А вопросы пока ещё возникают. Общий объём проверенных аудиторами с начала года средств достиг 25,7 млрд рублей. При этом Счётная палата РК установила нарушений и недостатков на общую сумму в 13,9% от общего объёма проверенных средств.

Однако глава Счётной палаты Крыма Анатолий Заиченко уточняет:

– Но существенно то, что к 86% средств, которые мы проверили, замечаний нет никаких. А большая часть из 13,9% – это нарушения так называемого временного характера. В чём они состоят? Ну, например, неэффективное использование средств на текущую дату. Представьте себе, что выделены средства – их освоение определено по срокам, срок закончился, а средства до конца не освоены. То есть нет конечного результата – это тоже считается нарушением, и таких нарушений большинство. Но я обращаю внимание, что более двух третей из этих 13,9% – это нарушения ГУП «Черноморнефтегаз».

Напомним, разбирательство, связанное с деятельностью этого госпредприятия, завершилось сменой его руководства. Кроме «Черноморнефтегаза», подпортила, например, крымскую статистику и Служба автомобильных дорог. Итоги экспертно-аналитической проверки этой службы были переданы в Главное следственное управление. В результате возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 293 УК РФ – халатность.

Три тысячи не деньги?

Проверки Счётной палаты выявили, скажем так, «тонкие места» в том, как крымские чиновники привыкли распоряжаться бюджетными ресурсами. Одно из них – возможность списания товарно-материальных ценностей, в том числе тех, стоимость которых менее трёх тысяч рублей. Не секрет, что при Украине списание стало популярной схе­мой безопасного разворовывания средств. Но правила изменились.

Анатолий Заиченко объясняет:

– Что такое три тысячи в понимании? Это сумма незначительная. Но даже этим суммам сегодня уделяется внимание. Чего не хватало в украинском законодательстве? Не хватало чёткого требования по регламенту приобретения, списания и эксплуатации таких средств. В Российской Федерации этот вопрос является ключевым. То есть и услуги, и товарно-материальные ценности, и работы – все позиции должны быть чётко прозрачными.

Вот сейчас, например, горсовет Красноперекопска собирается на ближайшей сессии списать долги по аренде земли таким небедным пользователям, как «Приватбанк», «Укрсоцбанк», «Укргазбанк», банк «Киевская Русь», ПАО «Укртелеком» и прочим. И благодаря такой щедрости бюджет Красноперекопска может потерять сотни тысяч рублей. Возникает вопрос: на каком основании бюджет города должен прощать частному бизнесу такие долги? И при этом, как пример, не готов прощать долги своим жителям, перешедшим на автономное отопление со времён Украины. Сейчас, напомним, за неоказанное теплоснабжение им начисляются «украинские» долги… 

Можно и не пустить?

Но вернёмся к расходам бюджетных средств чиновниками. Упомянутый красноперекопский пример показывает, что сегодня им логично вменяют в вину нежелание вести претензионную и исковую работу с недобросовестными поставщиками. Последние, заполучив бюджетные деньги, игнорируют выполнение своих гарантийных обязательств. 

Ещё один щепетильный момент – желание предприятий избежать проверок контрольно-счётных органов. Недавний скандал с красноперекопским муниципальным рынком МУП «Торговая площадь» поднял эту тему на поверхность. Муниципальное предприятие не пустило аудиторов на порог, ссылаясь на 
№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля…» Этот закон сильно лимитировал количество возможных проверок, защищая предпринимателей. Проблема в том, что запрет, установленный им на проведение плановых проверок с 2016 по 2018 год, касается юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесённых к субъектам малого предпринимательства. Но к субъектам малого и среднего предпринимательства не относятся ГУПы и МУПы, так старательно избегающие проверок.

Анатолий Заиченко, глава Счётной палаты РК, акцентирует:

– Если собственником предприятия является государство или городской совет, который ставит задачу осуществлять постоянный оперативный контроль, то это значит, что контрольно-счётный орган может вообще находиться на предприятии постоянно. Например, «Черноморнефтегазу» мы рекомендовали создать постоянный орган финансового контроля на предприятии, который не будет подчиняться руководству «Черноморнефтегаза», а будет подчиняться руководству республики, чтобы с учётом значимости данного предприятия осуществлять постоянный оперативный контроль за его деятельностью и не допускать нарушений, которые мы выявили… Они такой орган уже создали. Уверен, что в дальнейшем внутриведомственные контрольные подразделения позволят избежать тех нарушений, которые на сегодняшний день выявляет Счётная палата. И в целом эффективное взаимодействие контрольных органов и органов исполнительной власти будет способствовать повышению уровня финансовой дисциплины в республике.