Место концентрации умников
Место концентрации умников
07 апреля 2015 - 08:03
Место концентрации умников 07 апреля 2015 - 08:03
Сергей Максимов

За короткий срок они  запустили новую систему по управлению воздушным движением

Мы обычно ассоциируем воздушный транспорт со стойкой регистрации в аэропорту, трапом и улыбкой стюардессы. И, в принципе, рядовому пассажиру главное – улететь и прилететь по расписанию. А вот это «главное» во многом зависит от предприятия в окрестностях села Укромного под Симферополем. 

Штучные специалисты

На территории ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ»  – идеальный порядок. Вход в административный корпус – по магнитной карте с секретным кодом. Чтобы вой­ти в диспетчерскую, необходимо надеть бахилы. Отключение света, Интернета не остановит работу оборудования. При любой попытке проникновения в автоматизированную систему со всеми её разветвлениями в виде радиолокационных комплексов, приёмо-передающих устройств, пеленгаторов и радиомаяков в различных точках Крыма тут же срабатывает сигнализация. 

Рядом с основным корпусом расположилась аэродромно-диспетчерская вышка. Там работают диспетчеры. Зона их ответственности ограничена регулированием движения воздушных судов на подходе к аэропорту Симферополя. Куда большую площадь – до 150 тысяч кв. км над всем полуостровом и примыкающей к нему акваторией Чёрного моря – контролируют диспетчеры районного диспетчерского пункта. Таким образом, одновременно вахту несут 23 диспетчера во главе с руководителями полётов. На предприятии числятся около 100 диспетчеров, а всего работают 726 человек. И не зря глава Укромновского сельсовета Владимир Бехтольд сказал на собрании крымских авианавигаторов: «Спасибо за налоги». 

Уровень зарплаты на предприятии адекватен ответственности его сотрудников за безопасность полётов над Крымом и их высокому профессионализму. Все диспетчеры имеют специальное высшее образование. Они штучные специалисты, и требования к ним жесточайшие, в том числе по здоровью, обязательному знанию английского языка.

В соцпакет госкорпорация вложила не только санаторно-куротное лечение и другие привычные льготы, но и отпуск более 60 дней, и бесплатный пререлёт в любую точку мира. 

Пример для подражания

Здесь работают также лучшие инженеры-электронщики и специалисты в сфере информационных технологий, связи, средств автоматизации. Трудно сказать, где ещё на полуострове наблюдается подобная концентрация умников. За три месяца после всекрымского референдума они смогли смонтировать и запустить новую комплексную автоматизированную систему управления воздушным движением российского производства, что соответствует всем требованиям Международной организации воздушного движения (ICAO).

– Ни в одной транспортнй отрасли нет такой качественной подготовки специалистов, – не без гордости говорит руководитель предприятия Игорь Моисеенко. 

По мнению вице-премьера правительства республики Михаила Шеремета, высокие технологии в «Крым­аэронавигации» соседствуют с грамотными управленческими и кадровыми решениями. Фактически до руб­ля и конкретного дня просчитаны замыслы по развитию предприятия. В 2015-2017 годах запланировано освоить 2,6 млрд рублей. 

Ближайшее будущее

Дополнительно установят оборудование в аэропортах «Бельбек» и «Симферополь». А ещё нужно оформить земельные участки, в том числе в Керчи, на Ай-Петри, в населённых пунктах Молочное, Дмитровка, Русаковка, и провести их межевание. Затем начнётся проектирование объектов, их строительство, поставка и установка оборудования, вплоть до пуско-наладочных работ и получения сертификатов. В итоге в Крыму появится около 15 новейших объектов локации, связи и коммуникаций, резервного бесперебойного питания, комплексов средств автоматизации. 

Из-за санкций потоки движения в зоне ответственности крымских навигаторов прошли переформатирование. Раньше диспетчеры в основном работали с пролетающими над полуостровом и морем транзитными бортами – из Азии в Европу и обратно. Немногие самолёты садились в Симферополе. Теперь нагрузка на аэропорт возросла примерно в 6 раз, а транзит сместился к берегам Турции. 

– Год назад Украина перевела локационные позиции, средства управлением воздушным движением, каналы связи на территорию Днепропетровской области и Одессы, – говорит Игорь Моисеенко. – Нейтральные воды акватории Чёрного моря, которую всегда контролировал Крым, ICAO оставила за Украиной. Пока оставила. Сегодня это закрытое воздушное пространство, но его иногда используют украинские и грузинские воздушные суда на свой страх и риск в нарушение международных законов. Качественную безопасность полётов, надёжную локацию и связь с бортами можно обеспечить только из Крыма, с его высот в гористой местности. Турецкая сторона, куда ушёл весь авиапоток между Европой и Азией, сегодня страдает от плотности  воздушного движения над южными рубежами Чёрного моря и территорией Турецкой Республики. Там – страшные задержки. 

Мы ведём переговоры с ICAO, проводим совещания с аэронавигационным ведомством Украины. Вопрос сложный, есть амбиции с нашей стороны и украинской, но должен преобладать здравый смысл, а не амбиции. Задача любой аэронавигационной системы – обеспечение безопасности. Если придём к консолидированному мнению, то зона ответственности за воздушное пространство Чёрного моря, которая всегда была закреплена за Крымом, вернётся домой. Это даст серьёзный денежный доход для украинской территории и для «Крымаэронавигации». Победит здравый смысл – получим выгоду.

Фото: Сергей МАЛЬГАВКО