Манит, манит, манит карусель…
Манит, манит, манит карусель…
05 июня 2015 - 10:03
Манит, манит, манит карусель… 05 июня 2015 - 10:03
Ирина Шапар

«Газета» выяснила, стоит ли доверять крымским аттракционам 

«Чёртово колесо» стоит в Детском парке Симферополя десятки лет. Стоит ли доверять своё здоровье (а может быть, и жизнь) подобным железным «долгожителям»? Кто, а главное – как проверяет безопасность крымских качелей-каруселей? И не обернётся ли маленькое путешествие в детство большой трагедией? Поиски ответов на эти вопросы привели «Газету» в Инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники РК (далее – инспекция). Именно это ведомство следит за состоянием и соблюдением правил эксплуатации крымских аттракционов.

ГОСТ не прост 

Заведующий межрайонным отделом № 1 инспекции Владимир Бачурин является единственным в Крыму сертифицированным экспертом в области подтверждения соответствия аттракционов. По его словам, любые, даже самые простые на первый взгляд качели и машинки должны отвечать строгим техническим требованиям и чётким стандартам.

– На сегодняшний день существует порядка тридцати ГОСТов, которые касаются аттракционов, – отметил наш собеседник.

Для регистрации любого аттракциона его владелец должен предоставить в инспекцию пакет документов, среди которых руководство по эксплуатации, технический паспорт и акт технического освидетельствования. Последний документ, пожалуй, можно считать самым важным. Именно он подтверждает исправность аттракциона и его безопасность.

Техническое освидетельствование проводят специально аккредитованные организации. Их специалисты внимательно осматривают каждый винтик, а чтобы окончательно убедиться в надёжности аттракциона, в «первое плавание» пускают… мешки с песком.

– Если максимальная нагрузка на одно посадочное место 100 кг, то и мешки берут по 100 кг, – рассказывает Владимир Бачурин. – При этом в акте технического освидетельствования обязательно указываются два вида испытаний – статическое и динамическое. В первом случае «пассажиры» (то есть вышеупомянутые мешки с песком) просто какое-то время располагаются на местах, после чего специалисты внимательно осматривают конструкцию и оценивают прогибы, если таковые имеются. Затем следует динамическое испытание – аттракцион проверяют в работе при полной загрузке.

После регистрации аттракциона на место выходит инспектор. Он проверяет все документы, оценивает знания персонала и смотрит, соответствует ли акт технического освидетельствования действительности.

Инспекция отслеживает техническое состояние и соблюдение правил эксплуатации аттракциона в течение всего времени его службы. И речь идёт не только о парковых каруселях, но и об аквапарках, аттракционах в торговых центрах, оборудовании на придомовых детских площадках и пляжных забавах (всевозможных «бананах» и «таблетках»).

Унесённые ветром 

На сегодняшний день сотрудники инспекции посетили все крупнейшие парки крымской столицы. Это Детский и Гагаринский парки и парк им. Тренёва.

– По внешнему виду судить сложно, но те аттракционы, которые эксплуатируются, находятся в ухоженном состоянии, – отметил Владимир Бачурин.

Впрочем, без замечаний всё же не обошлось. Самое частое нарушение – неприкреплённые батуты.

– Это только с виду они легкие и воздушные, – пояснил Владимир Бачурин. – А весят не менее трёхсот килограммов. Если скорость ветра превышает 20 метров в секунду, у батутов очень большая подъёмная сила и его может оторвать от земли. Представьте, батут взлетел, ребёнок с него упал, а на него ещё 300 кило сверху. В Крыму такого, слава богу, не было, а в России случалось.

Как утверждают в инспекции, владельцы аттракционов к вопросам безопасности подходят со всей ответственностью, на замечания реагируют быстро. Так, когда инспектор указал на изношенность сетки на вентиляторе батута, её тут же заменили. Ещё пример – с неработающей карусели в Гагаринском парке сняли покрытие ступенек, чтобы ребятишки на неё не лазили. Но малыши – народ любопытный, могут забраться туда, зацепиться, пораниться. Инспекция рекомендовала дополнительно огородить неработающий аттракцион строительной сеткой, и администрация парка прислушалась.

Есть у инспекции и претензии к передвижному паровозику, катающему маленьких пассажиров в Детском парке. Его следует оборудовать видеокамерой, и двигаться он должен по определённому маршруту, а не куда вздумается. А у стационарного паровозика не пропитаны шпалы и в двух местах обнаружены провисания.

К сожалению, федеральное законодательство не предусматривает никакой ответственности за нарушение правил эксплуатации аттракционной техники. Поэтому инспекция предложила Госсовету РК внести изменения в проект крымского Кодекса об административных нарушениях. Если они будут приняты, нерадивых владельцев аттракционов будут наказывать рублём. Для должностных лиц размер штрафа составит от 10 до 20 тысяч рублей, а для юридических – от 40 до 50 тысяч.

Глас народа 

Детский парк, пожалуй, самый востребованный парк крымской столицы. Здесь отдыхают жители Симферополя. Захаживают в него и гости полуострова. Мы тоже решили прогуляться по парку, а заодно выяснить, как его посетители оценивают безопасность аттракционов.

– Я на этих аттракционах выросла, и дети мои… Старые они, конечно. Надо ими заниматься. Опасно, когда аттракционы не работают, застаиваются. Опасно, когда дети залезают, а перила поломаны, – считает Светлана.

А вот Иван аттракционам доверяет:

– Я думаю, можно кататься. За аттракционами достойный уход. Если бы это было государственное, никто бы их не ремонтировал. А частник всегда следит за своим оборудованием, потому что оно приносит ему прибыль – вот и всё.

Ирина пришла в парк с двумя внуками. К местным развлечениям она относится с опаской:

– Аттракционы наши надо проверять, проверять и проверять. Старые они. На этой карусели, например (кивает на «Ромашку». – Авт.), я ещё каталась. «Чёртово колесо» тоже, извините, старенькое. Но всё равно изменения в Детском парке есть – и цветы появились, и в зоопарке улучшения…

Всезнающая статистика утверждает, что большинство травм посетители аттракционов получают не из-за технических проблем, а по собственной глупости, из-за несоблюдения элементарных правил безопасности. Помните, что ваше здоровье в большей степени зависит не от болтов, механиков и лицензий, а от вас самих.

Пригодится

По вопросам регистрации аттракционной техники можно обращаться по телефону «горячей линии» инспекции: (3652) 59–90–92. По этому номеру можно звонить и с жалобами на нарушение правил безопасности на крымских аттракционах.

Фото: Лидия ВЕТХОВА