Май под парусами
Май под парусами
17 мая 2015 - 20:03
Май под парусами 17 мая 2015 - 20:03
Ирина Гуливатая

Яхт-клубы полуострова открывали сезон в конце весны 

В мае в приморских городах начинался не только курортный сезон, но и сезон гонок на яхтах: в конце XIX – начале XX века яхт-клубы существовали и в Севастополе, и в Ялте, и в Феодосии. И любителей яхтинга становилось всё больше.

Уточкин на «Бабе Ягурж» 

Увлечение яхтами в России началось совсем не с Чёрного моря. Первый настоящий яхт-клуб был учреждён указом Николая I в 1846 году в Санкт-Петербурге. Членами императорского яхт-клуба могли быть только дворяне, и каждый из них должен был в течение года приобрести яхту водоизмещением не менее 10 тонн. Уже через год этот яхт-клуб провёл первые в России гонки под парусами, в которых участвовало 7 яхт. В 1859 году в столице появился ещё и кружок водного спорта «Моряк на все руки», вскоре преобразованный в Санкт-Петербургский речной яхт-клуб. Этот яхт-клуб послужил примером для подражания при создании других подобных клубов на морях, озёрах и реках страны.

На Чёрном море первый яхт-клуб появился в Одессе – Екатерининский яхт-клуб был основан в 1879 году и находился под патронатом великого князя Александра Михайловича. Клуб имел свой причал, купальню и летние помещения на берегу. К 1890‑м годам в клубе было 15 парусных яхт, 2 катера и 12 шлюпок. В этом яхт-клубе в своё время принимал участие в гонках знаменитый лётчик Уточкин на собственной яхте под интригующим названием «Баба Ягурж». Любитель острых ощущений Уточкин однажды на своём судне на большой скорости перевернулся и попал под яхту, за что был на время лишён права участвовать в гонках.

«Охота к плаванию» 

Первый в Крыму Севастопольский яхт-клуб, созданный в 1886 году, ставил своей целью «распространение охоты к плаванию на гребных, парусных и паровых судах, а равно улучшение их постройки». Членами клуба могли быть все лица свободных профессий, для избрания требовалось две трети голосов, вступительный взнос составлял 25 рублей, годовой – 15, офицеры от вступительного взноса освобождались. Севастопольский яхт-клуб находился под покровительством великого князя Алексея Александровича, а его почётным командором являлся великий князь Александр Михайлович. К 1889 году клуб насчитывал 103 члена. Для клуба построили здание в псевдомавританском стиле. Помещение яхт-клуба занимало первый этаж, из зала можно было попасть на балкон с видом на море, а на втором этаже находились курительная комната, библиотека, ресторан, коллекция фотографий знаменитых яхт. Причал яхт-клуба находился на набережной Приморского бульвара. Собственная флотилия Севастопольского яхт-клуба насчитывала 18 судов. Лучшими яхтами считались «Надежда» и «Форос», принадлежавшие известному купцу, владельцу имения Форос Кузнецову. В течение летнего сезона (а он открывался в конце апреля – начале мая) яхт-клуб несколько раз устраивал парусные и гребные гонки. Правительство ежегодно выдавало на призы победителям по 1000 рублей.

С морской гимнастикой 

В начале ХХ века яхт-клубы открылись также в Ялте и Феодосии – это были отделы одесского Екатерининского яхт-клуба. Здесь также устраивались гонки, в программу которых включались и иные водные виды спорта: плаванье, водное поло, а если верить газетам тех лет, то ещё и такие странные состязания, как морская гимнастика и фигурное плавание.

От феодосийцев и ялтинцев стремились не отставать и евпаторийцы. В 1913 году «Южные ведомости» писали: «Новообразовавшееся в Евпатории общество владельцев лодок возбудило ходатайство о разрешении устройства парусных или гребных гонок в день 15 июня. Согласие начальника порта уже получено; очередь теперь только за городской управой, к которой общество обращается с просьбой о предоставлении на этот день за плату городского приморского бульвара для впуска зрителей по платным входным билетам. Предполагается нанять музыку. …Hа только что образовавшееся общество владельцев шлюпок, которое с первого же маху приступило к устройству гоночного спорта, некоторые лица смотрят как на зачаточную стадию организации у нас яхт-клуба и выражают уверенность, что Евпатория скоро увидит его».

Кстати

15 джентльменов 

200 лет назад, в 1815 году, пятнадцать джентльменов‑яхтсменов основали в английском графстве Хэмпшир Королевскую яхтенную эскадру (Royal Yacht Squadron), которая считается старейшим яхт-клубом в мире. Королевским клуб стал не сразу. В 1817 году в него пожелал вступить принц-регент, и когда он в 1820‑м был коронован как Георг IV, яхт-клубу было даровано право называться «Королевским», а на яхтах разрешалось поднимать английский военный флаг. К 1887 году в мире существовало уже более 30 яхт-клубов: в Англии, Швеции, Франции, Австралии, США, Индии, Голландии, Бельгии, Канаде, Германии, Италии, Новой Зеландии и России.

Фото: photo.qip.ru; ru.wikipedia.org; old-feodosia.ru