Магазинный обман
Магазинный обман
21 октября 2015 - 08:02
Магазинный обман 21 октября 2015 - 08:02
Ирина Шапар

 

Как защитить свои права и не переплатить, выясняла «Газета»
Оcтап Бендер знал «четыреста сравнительно честных способов отъёма денег у населения». Сотрудникам крымских магазинов тоже известно немало подобных приёмчиков. Сегодня речь пойдёт о самом распространённом из них, а именно – о несоответствии кассовых и витринных цен. 
Подобные объявления можно увидеть во многих крымских магазинах. 

Кто виноват?

Прогуливаетесь вы между рядами магазина и видите небывалой красоты вазочку (сахарницу или, скажем, чайный сервиз). Да и цена вроде не кусается. С заветной коробочкой и блеском в глазах спешите к кассе, а там выясняется, что ваша покупка стоит на порядок дороже. Вам объясняют, что акция закончилась, а нерасторопный продавец не успел поменять ценник. Или, к примеру, цену повысили коварные поставщики… Как бы то ни было, радость от выгодного приобретения мигом улетучивается. А возможно, и вовсе приходится отказаться от покупки. Знакомая ситуация? В подобном случае у покупателя три варианта действий: промолчать и купить товар по завышенной цене, положить его обратно на полку и уйти либо добиться продажи по указанной на ценнике цене. Как поступить – решать вам. Главное – знать свои права и уметь их защитить.

– Ответственность за разницу витринных и кассовых цен несут работники розничных торговых предприятий, – безапелляционно заявляет заместитель председателя совета крымского отделения Объединения потребителей России Надежда Анельчук. Она поясняет, что в Гражданском кодексе РФ есть такое понятие, как оферта, или, проще говоря, предложение заключить договор. Ценник на витрине магазина считается публичной офертой, и продавец обязан продать товар покупателю именно по той цене, которая в этой оферте указана. Более того, с точки зрения законодательства, несоответствие кассовых и витринных цен можно рассматривать как обман потребителя. А за это предусмотрен штраф.

Порой администрация магазина любезно предупреждает покупателей о возможном обмане заранее. По всему залу развешиваются объявления следующего содержания: «Уважаемые покупатели! В связи с нестабильным курсом валюты цены на кассе могут отличаться от указанных в зале. Благодарим за понимание». Но обязаны ли покупатели это самое понимание проявлять?

– Прямого запрета размещать подобного рода объявления ни законом о защите прав потребителей, ни правилами продажи товаров не предусмотрено. То есть продавец может размещать эту информацию. Но это не освобождает его от административной и гражданско-правовой ответственности за предоставление информации, которая не соответствует действительности, – пояснила главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей межрегионального управления Роспотребнадзора по РК и г. Севастополю Виктория Воронова. – Покупатель вправе требовать продать товар именно по той цене, которая указана на ценнике.

И что делать?

Единственный способ не попасться в грамотно расставленные сети – ни на минуту не терять бдительности. Заведите полезную привычку внимательно смотреть на экран кассового аппарата, на котором фиксируется количество пробиваемого товара и его цена. Часто обман можно обнаружить именно на этой стадии. Не стесняйтесь остановить кассира и потребовать сверить цену с витринной. В случае несоответствия смело просите сделать пересчёт. 

– Если вам откажут, обратитесь в Роспотребнадзор с письменным заявлением для принятия соответствующих мер, – призывает Виктория Воронова.

Она рекомендует прилагать к заявлению оригинал чека и фотографию ценника. Если это невозможно, необходимо подробно описать ситуацию, указав наименование товара, его кассовую и витринную цену, название организации. Желательно указать как можно более полные данные: адрес, форма собственности и т. п. Их можно узнать в «Уголке потребителя».

– Если обман будет обнаружен уже дома, покупатель может вернуться в магазин и потребовать аннулировать совершённую сделку, то есть вернуть товар, получив обратно его полную стоимость, – отмечает Надежда Анельчук. 

Полезно запомнить

 

Обязательно ли сдавать вещи в камеру хранения?

Крупные супермаркеты и гипермаркеты любят устанавливать на входе в торговый зал камеру хранения, куда покупатели могут сдать свои пакеты и сумки. Помните: камера хранения – дело добровольное (ст. 421 ГК РФ), а требования охранников оставить в ней вещи не имеют законной силы. Кроме того, отказать покупателю зайти в магазин и совершить покупку на том основании, что у него при себе сумка, пакет или рюкзак, нельзя в силу публичности договора розничной купли-продажи (ст. 426 ГК РФ). Если же покупатель добровольно решил сдать вещи в камеру хранения, то он также должен знать, что хранитель (в данном случае администрация магазина) несёт полную ответственность за эти вещи (ст. 901 ГК РФ), даже если на самой камере хранения висит объявление об обратном.

Случайно разбил бутылку…

Толкаясь в узких проходах магазина в час пик, можно легко задеть стеллаж и уронить стоящую на нём стеклянную бутылку с водой или банку с солёными огурцами. Сотрудники магазина в таких случаях часто просят покупателя оплатить утраченный товар. Делать этого не нужно. В соответствии со статьей 401 ГК РФ ответственность гражданина за испорченный или утраченный товар наступает только при наличии вины. Если же речь идет о случайной гибели вещи, то в соответствии со ст. 211 ГК РФ все риски несёт ее собственник. Стоит сослаться на узкие проходы, скользкие полы, плохо закреплённый стеллаж, неровно расставленные на полках товары и т. д. При возникновении спора покупатель может предложить магазину обратиться в суд.

Если на кассе нет сдачи

Когда на кассе говорят, что нет сдачи, а кассир просит покупателя разменять крупную купюру, это противозаконно. Если кто и должен бежать за разменом, так это директор магазина – именно руководство должно обеспечить достаточное количество мелочи, о чём прямо говорится в правилах эксплуатации кассовых аппаратов при осуществлении денежных расчётов с населением, утвержденных Министерством финансов РФ 30 августа 1993 г. № 104. Кроме того, не стоит забывать, что договор купли-продажи является публичным, и отказ от его заключения со стороны коммерческой организации, если есть возможность продать товар или предоставить услугу, не допускается (ст. 426 ГК РФ). Сдача может быстро найтись в соседней кассе или в бухгалтерии предприятия.

Фото: Лидия ВЕТХОВА