Любовь Савченко: о перспективах развития медиаобразования, роботах-журналистах и соцсетях
Любовь Савченко: о перспективах развития медиаобразования, роботах-журналистах и соцсетях
29 января 2021 - 13:14 Фото: Наталья Сомова
Любовь Савченко: о перспективах развития медиаобразования, роботах-журналистах и соцсетях 29 января 2021 - 13:14
Борис Седенко

«Крымская газета» встретилась с Любовью Савченко, руководителем Института медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна, недавно созданного в КФУ. Говорили о перспективах развития медиаобразования, роботах-журналистах и соцсетях.

ЖДЁМ ПЕРЕМЕН

– Любовь Васильевна, прежде всего, примите поздравления с назначением на новую должность. Расскажите о создании института.

– Спасибо. С удовольствием расскажу об институте, который создан решением учёного совета 20 октября 2020 года и по приказу ректора начал работу с 1 января 2021-го. Перед руководством института стоит много вопросов. В первую очередь это приём и передача всей документации, приказ о закреплении обучающихся за институтом, утверждение штатного расписания, избрание учёного совета, совета обучающихся, профкомов работников и студентов. Создание яркого и креативного сайта, который станет визитной карточкой института, и многое другое.

– Какие задачи вы перед собой поставили?

– Среди основных задач института можно выделить две. Первая – улучшить качество подготовки студентов настолько, чтобы они были конкурентоспособны не только на национальном медиарынке, но и в международном медиасообществе.Сделать нужно так, чтобы эффект от работы наших выпускников приносил пользу здесь, в регионе. Чтобы Крым попадал в мировую повестку со своими лучшими достижениями, становился привлекательным для инвесторов и туристов.

Вторая – построить институт, который стал бы современной медиаплощадкой для реализации новых креативных молодёжных проектов, продвижения научных исследований в медиалабораториях, которые были бы полезны нашему региону.

– Сформировали ли вы уже свою команду?

– Приказом ректора Андрея Павловича Фалалеева на должность заместителя директора по учебной и воспитательной работе назначен Тимохин Александр Михайлович, кандидат философских наук, доцент. Кандидат экономических наук, доцент Мусаев Эрвин Кязимович стал заместителем директора по развитию медиапроектов. Кандидат культурологии, доцент Первых Диана Константиновна возглавила кафедру журналистики и медиакоммуникаций.

Также распоряжением директора заместителем по развитию проектов и грантовой деятельности назначена профессор, доктор экономических наук Буркальцева Диана Дмитриевна, а замом по научно-исследовательской деятельности – профессор, доктор филологических наук Шилина Анжела Григорьевна.

– Ранее вы упоминали, что в университете будут открыты новые направления подготовки и даже программы дополнительного образования для обучения специалистов-медийщиков. На какой стадии находится этот проект?

– Мы готовы уже сейчас приступить к лицензированию целого ряда новых направлений подготовки, среди которых магистратура по рекламе и связям с общественностью, социокультурное проектирование, медиакоммуникации, графический дизайн. Но спешить не будем по ряду причин. Нужно пройти аккредитацию, модернизировать те образовательные программы, которые уже есть. Мы ищем механизмы создания индивидуальной траектории обучения для каждого студента, такой выпускник будет уникальным специалистом. Также хотим нарастить материально-техническую базу, усилить кадровый состав преподавателей, организовать учебный процесс таким образом, чтобы лучшие профессионалы-практики Крыма и России могли проводить тренинги, круглые столы, лекции, обучать практическим навыкам.

В этом году мы готовы осуществлять приём магистров по образовательной программе «Международная журналистика». Думаю, изучение зарубежных медиакоммуникационных систем позволит качественно оценить воздействие медиасферы на существующий медиа-имидж Республики Крым в мировых СМИ. В освоении этой программы важно знание иностранных языков. Мы делаем акцент на английский и турецкий языки. А в дальнейшем – на арабский.

Для нашего региона стратегически правильно открывать программы дополнительного профессионального образования. Сегодня на медиарынке востребованы дипломированные специалисты по таким направлениям: редактор новостей, телеоператор, продюсер, режиссёр и звукорежиссёр телевидения, SMM-специалист. Это будет совместный проект КФУ и ТРК «Крым».

НАДО БЫТЬ В ТРЕНДЕ!

– Модель профессионала в сфере медиа постоянно меняется. Есть ли специалисты, которые могут обучать студентов в соответствии с последними тенденциями?

– Если раньше журналист должен был обладать базой энциклопедических знаний, грамотно писать, уметь работать с контентом, то сейчас работодатель при трудоустройстве требует навыков работы в соцсетях, знания основ менеджмента, маркетинга, медиаправа, мультимедиа. На рынке востребован универсальный медиаспециалист. Пока студенты доучатся до четвёртого курса, многое может измениться, поэтому они должны постоянно совершенствовать свои знания, изучать инновационные потребности медиаиндустрии. Надо быть в тренде.

Мы столкнулись с нехваткой кадров: в Крыму нет достаточного количества таких педагогов и специалистов-практиков. Но не видим в этом большой проблемы. Есть наши вузы-партнёры в
Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Ростове. Есть договоренности по реализации этих программ, тем более, что сейчас актуально работать в режиме онлайн. Но мы можем только часть компетенции реализовать удалённо. В такой специализации, как ви-деооператор, например, должна быть наглядная практика. Но и здесь есть выход: трёх-пятидневные сессии с приглашёнными специалистами.

Также мы надеемся на практическую помощь, на медиапрофессионалов нашего региона. И уже есть определённые наработки. Так, под кураторством коллектива «Крымской газеты» мы планируем выпускать студенческую газету.

– Как, на ваш взгляд, повлияет на крымскую медиасферу появление института медиакоммуникаций? И как скоро изменения станут ощутимы?

– Нами подготовлена концепция развития института, дорожная карта.Надеемся, что институт станет неотъемлемой частью медиасообщества Крыма, а все лучшие медийщики начнут активно работать с университетом и нашими студентами. Процесс начался. Мы уже создали студенческий пресс-центр, студенческую газету, ютуб-канал. Наши студенты готовы создавать медийный продукт – как самостоятельно, так и сов-местно с профессиональными журналистами и пиарщиками. Надеемся, что их продукт получится по-настоящему живым и интересным, сможет побудить молодых людей обратиться к тем задачам, от успешного решения которых зависит их будущее и будущее региона.

Для института строится здание на улице Киевской. Приблизительно через полтора года надеемся в него переехать. В здании запланировано размещение грандиозного медиапарка с современными техническими средствами, где можно будет реализовать себя как медийщика в любом направлении. Сегодня эта техническая оснащённость и комфорт необходимы в проведении групповых тренингов, встреч и командной работы, в которой студенты могли бы создавать проекты, чувствовать друг друга и узнавать о своих лидерских или исполнительских качествах.

У нас и сейчас неплохая техническая база при кафедре журналистики и медиакоммуникаций, которая позволяет студентам постоянно создавать медиапродукты, учиться и работать над собой. Но этого мало. Нам важно поднять всё на более высокий уровень. Важно работать сов-местно с партнёрами, которые будут проводить для студентов мастер-классы, открытые занятия, читать лекции, передавая свой опыт. Мы уже провели ряд встреч и круглых столов с нашими партнёрами по вопросам прохождения практики студентов на базе ведущих региональных и федеральных СМИ.

А в ноябре прошлого года мы совместно с Министерством образования, науки и молодёжи Республики Крым запустили медийные классы. В них проводятся субботние занятия для школьников. Три месяца уже идёт обучение. Для этого проекта было выбрано четыре школы. Медийные школы будут готовить будущих абитуриентов и в дальнейшем студентов. Программы «Основы журналистики» и «Пиар и имидж» для школьников – это возможность на базе медиастудии побывать на съёмочных площадках, попробовать себя в роли видеооператора, специалиста по инжинирингу, рекламиста, пиар-специалиста. Это очень интересно, у детей горят глаза. В конце проекта ребята должны предоставить медиапродукты, показать, чему научились. Такие программы позволяют юным дарованиям понять, их ли это профессия. Ведь половина успеха – это любимая работа.

ЦИФРОВАЯ ПЕРЕПРАВА

– Как преподаватель вы ощущаете разницу в мышлении студентов разных поколений? Насколько оно поменялось? И, соответственно, пришлось ли вам менять подход в обучении?

– Не чувствовать это невозможно, потому что цифровизация нас всех захватила, и молодёжь в первую очередь. Поколению постарше очень важно живое общение. Более 80% информации во время коммуникации человек получает за счёт жестов, мимики, тона голоса, взгляда… Но молодые люди, в том числе студенты, себя воспринимают иначе: они должны быть во всех актуальных соцсетях, там общаться и получать информацию. Мы к этому привыкли, нас это устраивает. В этом есть плюсы: быстрая подача информации, скорость её восприятия, дос-тупность. Но есть и минусы. И это не только дефицит живого общения. Раньше у нас была нехватка информации, мы бежали в би-блиотеку, искали газету, журнал, получая дополнительные знания, повышая эрудицию. Сейчас все наоборот – переизбыток информации. Студент даже не считает нужным что-то запоминать: открыл Интернет, а там всё есть! Неудивительно, что мы сталкиваемся с тем, что студенты не знают элементарных вещей, путаются. Это плохо, особенно для журналиста! Как он будет проверять факты, если сам ими не владеет?

Пандемия изменила подходы к учебному процессу! Появилось новое слово «дистант». Этот пе-риод принёс пользу для преподавателей. Даже те, кто не интересовался соцсетями, были вынуждены в них зарегистрироваться, узнали, что такое ВКонтакте, ZOOM. Мы стали продвинутыми в использовании Интернета и техники (смеётся).

Мы должны идти в ногу с развитием современного общества и технологий. Например, уже не представляем, как можно завершить практикум или дипломный проект без готового медиапродукта. В начале 2000-х преподаватели только начинали проводить занятия с презентациями, а сейчас без этого никак.

– Был удивлён, что вы, возглавляя кафедру, выпускающую пиарщиков, имиджмейкеров и спичрайтеров, в соцсетях не очень активны. Почему?

– В соцсетях я постоянно. У нас много закрытых групп, в которых мы общаемся: группы преподавателей кафедры, факультета, института, профсоюзной организации, студентов. Приходишь домой, и два-три часа уходит на то, чтобы это всё пересмотреть, ответить, на всё отреагировать. Я зарегистрирована в Инстаграме, на Фейсбуке, в Одноклассниках и в ВКонтакте, но успеваю в лучшем случае что-то лайкнуть или прочитать какую-то информацию. Это мой пробел, я признаю (смеётся). Буду стараться быть более активной.

– Сейчас уже разработана программа, благодаря которой новости пишет робот. Как вы относитесь к этому? Останется ли работа для рекламщиков, журналистов и пиарщиков во время цифровизации?

– Сегодня обучение в университете немыслимо без работы с компьютером. Дело не только в дистанционном обучении. Современный медиапродукт создаётся с использованием компьютерной и цифровой техники. Совершенно не отрицаю цифровизации, компьютеризации и всего, что связано с Интернетом, соцсетями, в том числе такими инновациями, как роботы-журналисты. И сами студенты, вы правильно заметили, мыслят и живут иначе: они не могут не транслировать свои мысли и чувства в цифровой мир. Но из нашей беседы вы понимаете, что я только за живой разговор. Искусственный интеллект не решает те задачи, которые решает человек. А как же ощущения, эмоции, чувства, творчество? Компьютеры не разберутся тонкостях человеческой жизни. Робот-медийщик может просто констатировать факты. Передать это всё способен только живой человек. Я не противник, чтобы такие роботы существовали, но понимаю, что повсеместно их не будет – невозможно заменить журналистику искусственным интеллектом. Раньше себя выражали в музыке, в поэзии, в науке. Сегодня это делают в социальных сетях и на других цифровых платформах. Главное научить это делать грамотно и ответственно, и тогда это принесёт пользу.

РУКА ПОМОЩИ

– Ушедший год нанёс огромный удар по издательскому делу. Некоторые утверждают, что отрасль была в кризисе, а пандемия лишь добила её. Согласны ли вы с этим? Какова перспектива у ребят, которых вы готовите в институте?

– Может, покажусь консерватором, но уверена, что издательское дело не умрёт. Мне кажется, это просто невозможно. Удар по издательскому бизнесу был ощутимым, особенно для мелких издательств. Но по сравнению с 2019 годом рынок просел всего лишь на 15%. Рекламная продукция, детская книга, учебная литература – всё это в любом случае издавалось и будет издаваться.

Всего в России 37 вузов готовят таких специалистов. В Крыму мы одни готовим специалистов по направлению издательского дела и редактирования. На юге России ещё Кубанский государственный университет ведёт набор – как и у нас, 20 человек. 40 выпускников для юга России – этого мало, переживать нет никакого смысла.

– Вы 15 лет возглавляете профсоюзный комитет университета. Некоторым кажется, что профсоюзное движение – это рудимент. Насколько молодёжь активно вступает в ряды проф-союзной организации?

– Наша деятельность высоко оценена на республиканском и федеральном уровнях. Главная миссия профсоюза – защита со-циально-трудовых прав и социальное партнерство. В 2017 году наш коллективный договор на всероссийском конкурсе среди вузов занял первое место. Причём отрыв был более чем в 200 баллов. В договоре прописан дополнительный социальный пакет для работников. Мнение профсоюза всегда учитывает ректор Андрей Павлович Фалалеев и администрация университета при принятии ключевых решений. Практически все сотрудники являются членами профсоюза, показатель колеблется на уровне 95-98 процентов, а это более шести тысяч работников. Думаю, все чувствуют нашу заботу – и ветераны, и пенсионеры, и молодёжь. Более 90 процентов молодёжи являются членами профсоюза. И мы этим гордимся!

– Говорят, что у студентов с хорошей успеваемостью возникает комплекс отличника. Вы до сих пор постоянно повышаете квалификацию. Есть ли у вас такой комплекс, мешает ли он в жизни?

– Без этого комплекса проще жить. Действительно, у меня такое отношение к делу со школы. Я была председателем совета дружины, комсомольской организации школы. Я и в университете была старостой, и в профсоюзе. Я люблю работу выполнять качес-твенно, тогда себя чувствуешь себя совершенно по-другому. Поднимаешь планку, а опускать её просто не можешь. А как иначе? Такая у меня жизненная позиция. Тем не менее стараюсь и выходные активно провести, занимаюсь спортом. Даже когда еду в командировку, обязательно нахожу время, чтобы погулять и что-то посмотреть. Работа – это хорошо, но должен быть баланс в работе и отдыхе.