Лишнее звено: Парки, урочища и заповедники обойдутся без экспертизы?
Лишнее звено: Парки, урочища и заповедники обойдутся без экспертизы?
29 июня 2017 - 11:12
Лишнее звено: Парки, урочища и заповедники обойдутся без экспертизы? 29 июня 2017 - 11:12
Дарина Солнцева
Госсовет Крыма провёл вчера последнее сессионное заседание перед летними каникулами. Депутаты внесли поправки в законодательство в сфере ООПТ, спецсчетов фонда капремонта и добровольцев пожарной охраны.
Есть право снизить статус крымских ООПТ. Но  есть и понимание,
что так  они легко уйдут «налево». Фото: mtdata.ru

Долг платёжкой красен

На вчерашнем заседании депутаты решили облегчить многоквартирным домам сбор документов, необходимых при открытии специального счёта. Такой многие МКД выбирают для накопления платежей за капремонт вместо оплаты взносов в региональный фонд капремонта. Раньше на сбор и предоставление необходимых документов в орган госжилнадзора владельцу спецсчёта предоставлялось всего пять дней, теперь срок увеличили до месяца.

Парламент также обязал ежемесячно информировать жильцов многоквартирных домов о размере средств на специальных счетах фонда капитального ремонта. Таким образом,  абонент получит в платёжке информацию не только о своих долгах, но и о масштабах уже накопленных сумм. 

Нет дыма без огня?

Сразу в двух чтениях депутаты поддержали поправки в Закон РК «О добровольной пожарной охране в Республике Крым». Приводя этот республиканский закон в соответствие с федеральными нормами, парламентарии одновременно простимулировали активность населения в этой сфере. 

Судите сами: вводится норма, согласно которой добровольным пожарным по их письменному заявлению по месту работы не только предоставляется ежегодный дополнительный отпуск (до 10 календарных дней) без сохранения заработной платы, но также по решению работодателя может предоставляться дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью три календарных дня. 

При этом быть «приписанным», скажем так, к общественным организациям пожарной охраны становится ещё легче. Общественные объединения пожарной охраны получили выбор: быть зарегистрированными в ЕГРЮЛ (Едином государственном реестре юридических лиц) и приобрести права юридического лица или действовать без госрегистрации. Другими словами, статус «добровольный пожарный» можно приобрести без лишних сложностей и ответственности. С одной стороны, это похвально. Правда, с другой, такой подход таит множество соблазнов. Тем более что госорганы республики и органы местного само­управления получили право за бюджетный счёт возмещать работникам добровольной пожарной охраны и добровольным пожарным, привлекаемым к участию в тушении пожаров и аварийно-спасательным работам, расходы, «связанные с использованием личного транспорта для выполнения задач добровольной пожарной охраны либо связанные с проездом на всех видах общественного транспорта (кроме такси) к месту пожара и обратно». Точно так же они получили право обеспечивать бесплатное питание добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны в период исполнения ими своих обязанностей. 

39 законов приняли крымские парламентарии с начала года, из них 23 внеплановых и 8 новых.

Сэкономим на обследовании 

В первом чтении на вчерашней сессии прошли скандальные поправки в действующий закон «Об особо охраняемых природных территориях РК». Вспомним, что поправки, инициированные председателем Комитета по аграрной политике, экологии и природным ресурсам Игорем Будановым, вызвали бурное обсуждение общественности. Их суть в том, что, как при Украине, охраняемые природные территории республики могут переводиться из федерального и регионального подчинения к муниципалитетам, то есть претерпевать изменение статуса.  Если проще, распоряжаться ими смогут, как прежде, депутаты местных советов. Но всем известно по украинскому периоду, что при таком подчинении территорий застройщики легко договаривались на местном уровне о выделении земли не только в лесах, но даже в парках-памятниках.

Другая поправка говорит о том, что уникальные крымские ООПТ, в которые входят также парки – памятники садово-паркового искусства, заповедные урочища и прочее, теряют гарантированную защиту в плане режима охраны. Если раньше закон обязывал собственников, владельцев и пользователей ООПТ обеспечивать здесь режим охраны и сохранения, то теперь – только соблюдать. А кто обеспечит этот режим – большой вопрос.

Ещё один законодательный «бонус» коснулся схем развития и размещения ООПТ Крыма. Согласно поправке, теперь изменения в такие схемы смогут вноситься без заключения государственной экологической экспертизы. Думается, что таким образом кроить и редактировать границы ООПТ заинтересованным лицам станет ещё проще. 

Формально, как говорят эксперты, всё правильно – ни схема развития и размещения ООПТ, ни вопросы снятия или изменения статуса ООПТ регионального значения не относятся к вопросам, подпадающим под статью 12 Федерального закона 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Видимо, на этом основании крымские парламентарии сделали вывод, что такая экспертиза вообще не нужна. Но почему-то не упоминается опыт соседних регионов, например, Краснодарского края, где приняты региональные законы, в которых чётко прописано всё, что касается экологической экспертизы объектов ООПТ. Такого судьбоносного закона в Крыму пока нет. В крымском законе об ООПТ есть лишь упоминание о некоем «комплексном экологическом обследовании». Кто должен его проводить и в каких случаях, не уточняется. Думается, что если в Год экологии крымские парламентарии поддержат такие поправки в закон уже во 2-м чтении, то попытки сохранить уникальные крымские ООПТ будут сплошной декорацией…