«Летающие лодки» и штурмовики: чем живет сейчас Крымский авиаремонтный завод
«Летающие лодки» и штурмовики: чем живет сейчас Крымский авиаремонтный завод
10 августа 2017 - 12:20
«Летающие лодки» и штурмовики: чем живет сейчас Крымский авиаремонтный завод 10 августа 2017 - 12:20
Дарина Солнцева

 

«Крымская газета» побывала на Евпаторийском авиаремонтном заводе, который после вхождения Крыма в Россию практически заново вернул себе профессиональную специализацию и активно ремонтирует авиационную военную технику.

Работа кипит. Фото: Наталья Гоцанюк

Статусное предприятие

Напомним, что в Крыму сегодня открыт вопрос о переводе государственных унитарных предприятий в новый статус акционерных обществ. И ГУП РК «Евпаторийский авиаремонтный завод» (далее – ЕАРЗ) готовится к акционированию, благодаря которому это стратегическое предприятие обретёт второе дыхание.

Глава Республики Крым Сергей Аксёнов заявил по этому поводу:

– Всех пугает это слово. Но это просто изменение статуса предприятия на акционерное общество со стопроцентной собственностью государства. Просто как субъект хозяйствования акционерное общество гораздо более манёвренное и сможет конкурировать с другими производителями. То есть продажи этих предприятий, я имею в виду пакетов акций этих предприятий, не планируется. При этом профильным министрам поставлена задача практически все ГУПы реорганизовать в акционерные общества со 100-процентной государственной собственность.

Что касается ЕАРЗа, то созданный при Союзе для ремонта военной авиационной техники он при Украине много лет не занимался основной деятельностью. В результате 90% оборудования устарело. Мы пообщались с директором ЕАРЗа Сергеем Опрышко и прошли на территорию этого режимного предприятия.

Сергей Опрышко объясняет:

– До 2015 года завод в основном занимался продажей товарно-материальных ценностей. Находил по Союзу где что плохо лежит, скупал, «чистил, гладил», переписывал бирочки и продавал через Укрспецэкспорт в Африку, Южную Америку. Вторая статья доходов была – завод чуть-чуть продолжал ремонтировать воздушные винты и отдавать их на сторону. Когда пришла Российская Федерация, мы делали виброупрочнение лопастей воздушного винта. Нареканий на качество не было, но по закону так делать нельзя – не хватало оборудования, не выполнялся техпроцесс. То есть для полноценного технологического процесса нужно потратить почти миллион долларов, чтобы получить стенд для виброупрочнения лопастей. Делают его в Павлово на Оке Нижегородской области. Но это очень затратно.

Штурмовики в Евпатории

С переходом в РФ предприятие получило многомиллионную бюджетную поддержку, закупило часть оборудования и сегодня уже выполнило два государственных заказа, дополнительно получив в работу ещё семь. Среди его материальных ресурсов не только цеха в Евпатории, но и знаменитая взлётно-посадочная полоса «Нитка» в Новофёдоровке.

Однако, чтобы продолжить работу коллектива специалистов ЕАРЗ в таком же активном формате, заводу уже в 2017 году необходимо влиться в общероссийскую авиастроительную структуру.

Для понимания скажем, что в Российской Федерации аналогичные предприятия, которые занимаются ремонтом авиационной техники, все являются акционерными обществами и управляются Объединённой авиастроительной корпорацией (ОАК).

Чтобы влиться в эту структуру и получить шанс на модернизацию и стабильную работу, Евпаторийскому авиаремонтному заводу необходимо пройти процедуру акционирования, то есть изменить форму собственности.

Сергей Опрышко уточняет:

– В России самолётостроением и ремонтом занимается ОАК. Я как руководитель надеюсь, что после вхождения в ОАК у предприятия появится возможность получать госзаказы и участвовать в федеральных целевых программах. Для чего? Для того чтобы наше предприятие подтянуть до уровня материковых ремонтных заводов.

Сегодня объёмы ремонта на предприятии достигли почти полумиллиарда рублей. К примеру, по гособоронзаказу контрольно-восстановительные процендуры в Евпатории сейчас проходят «летающие лодки» – самолёты БЕ-12. После ремонта БЕ-12, порт приписки которой воинская часть в Каче, будет выполнен испытательный полёт с экипажем из Таганрога. Затем самолёт отправится охранять наши рубежи в Чёрном море. Капитальный ремонт на заводе также проходят знаменитые штурмовики СУ-25. При этом в цеху можно увидеть СУ, полностью очищенный от покраски. По словам директора, это ноу-хау предприятия. Только ЕАРЗ полностью снимает лакокрасочное покрытие обшивки самолёта. Только в таком состоянии можно детально увидеть её состояние, вовремя распознать нарушения и, таким образом, провести более качественный и надёжный ремонт.

Заказы есть. Фото: Наталья Гоцанюк

Примечательно, что, по словам руководителя ЕАРЗ, завод доселе никогда не делал капитальный ремонт, в украинский период это был только средний ремонт.

Влившись в структуру ОАК, предприятие надеется оживить и коммерческую деятельность, например, обслуживать в том числе и гражданскую авиационную технику.

Директор Евпаторийского авиаремонтного завода Сергей Опрышко говорит:

– Логистика и здравый смысл подсказывают, что с учётом того что у нас есть авиационная техника в Бельбеке, Гвардейском, Джанкое, Новофёдоровке, Каче, полуострову нужно предприятие, которое может оперативно провести восстановительный ремонт, текущий ремонт, а мы готовы к этому. Без нашей базы сервисное обслуживание в интересах государственного заказчика затруднено. Представители Минобороны качеством ремонта довольны, и они заинтересованы в нашей работе – людям просто удобно на расстоянии 100 км получать качественные услуги, иначе придётся гонять самолёты на материк.

Земельный вопрос

К слову, не так давно предприятие посетил глава Росавиации Александр Нерадько, который активным образом заинтересован в развитии взлётно-посадочной полосы «Нитка» в интересах Ульяновского училища гражданкой авиации. Здесь хороший климат, погода, отсутствие снега, возможность для лётчиков круглый день делать налёты. И, по его словам, есть определённые инвестиции, которые могут быть вложены в развитие нашей взлётно-посадочной полосы.

К сожалению, и инвестиции, и акционирование тормозит земельный вопрос. Постановлением Правительства РФ Республику Крым обязали имущество, ранее закреплённое за военными городками, передать в Минобороны РФ, что полуостров и сделал. При этом республика попросила передать территорию ЕАРЗа в районе 5-го городка в Евпатории обратно.

К сожалению, сегодня Мин­обороны не согласовывает проект распоряжения Совета министров о передаче именно этого имущества заводу в хозяйственное ведение. Ответ ведомства говорит о том, что проводится инвентаризация участков. Процесс затянулся, а это тормозит акционирование предприятия.