Легенды Крымского русского драмтеатра
Легенды Крымского русского драмтеатра
27 июня 2021 - 14:28 Аполлон с Мельпоменой и грифоны «за решёткой»
Легенды Крымского русского драмтеатра 27 июня 2021 - 14:28
Кирилл Белозеров

 

Начальные буквы Крымского академического русского драматического театра – КАРДТ – напоминают латинское выражение procardis, что значит – «для сердца». Очень точное сравнение: за добрые 200 лет симферопольский театр успел завоевать сердца горожан. А великая сила искусства превратила его историю в легенды.

«ОБРАТИТЬ САРАЙ В ТЕАТР»

Краеведческая литература утверждает, что симферопольский храм искусств основал некий купец Волков, прибывший из Москвы в Крым на лечение. Впервые этот факт обнародовал 130 лет назад известный крымовед Фёдор Лашков: «В 20-х годах в одну из зим поселился в нашем городе по указанию докторов богатый московский купец Волков. Большой любитель театра, он задумал сократить скучное время своей жизни в захолустье».

Поскольку на возведение полноценного здания денег не хватало, предприимчивый поклонник муз «обратил внимание на длинный каменный сарай при доме дворянского собрания. Сарай стоял без особенного употребления, и Волков решил обратить его в театр». Фасад оставался откровенно неказистым, но интерьер уже претендовал на храм Мельпомены: небольшая сцена, деревянные скамейки в партере, сбоку приделаны ложи. Волков собрал труппу из местного общества и стал знакомить просвещённую публику с произведениями Фонвизина и Сумарокова.

Эта полумифическая история перекликается с вполне достоверной информацией о деятельности «отца русского театра» Фёдора Волкова, жившего много раньше, в середине XVIII столетия. Купец, ставший приверженцем искусства перевоплощений, начинал с перестроенного амбара в Ярославле и любительской труппы, но сумел вывести своё детище на профессиональный уровень. Такова ирония судьбы: два разных Волкова в разное время сделали одно доброе дело.

СТАРАНИЯМИ ТРЁХ АЛЕКСАНДРОВ

В 40-х годах XIX века бывший сарай приобрёл более благопристойный вид: оштукатуренные стены, обустроенный подъезд, переоборудованный зрительный зал. Волшебные превращения произошли благодаря стараниям местных энтузиастов. Застрельщиком выступил Александр Самойлов – директор мужской гимназии, выходец из знаменитой актёрской семьи, которая прославилась на сцене императорского Александринского театра. Поддержал полезную инициативу таврический губернатор Александр Казначеев. Настойчиво пропагандировал среди местного бомонда идеи служения искусству Александр Серов, в ту пору чиновник по юридической части,страстный любитель музыки, в будущем композитор.

В 1846 году Симферополь почтил своим присутствием великий Михаил Щепкин. Пьеса, рассказывающая о судьбе моряка, который после долгих мытарств вернулся домой, не выходила за рамки мелодрамы, однако мастерство Щепкина поднимало её до уровня трагедии. Местная газета отмечала: «Щепкин заставил зрителей проливать слёзы».

ПРИЯТНОЕ С ПОЛЕЗНЫМ

Верой и правдой театр служил городу – и постепенно ветшал. В начале XX века городская дума приняла решение о строительстве нового помещения, но, когда речь зашла о финансировании, инвесторы – местные купцы и предприниматели – поставили условие: здание должно представлять собой доходный дом, где по соседству с «храмом искусства» будут располагаться коммерческие структуры – магазины, ресторан.

Совместить приятное с полезным вызвался академик архитектуры Алексей Бекетов. В 1911 году город украсила представительная постройка. На крыше восседали покровитель муз Аполлон и муза трагедии Мельпомена. Их покой охраняли два грозных грифона – крылатые существа с телом льва и головой орла. В нишах круглых окон примостились добрые гении.

В центре композиции разместились три бюста. Хорошо узнаваемы Чайковский и Пушкин. А кто третий – загадка. Архитектор предполагал, что это будет Гоголь, но, очевидно, у скульптора «что-то пошло не так», в результате появился лик, отдалённо напоминающий Глинку.

«Доходная часть» здания оказалась весьма кстати. И ресторан, и магазины, и банк органично вписались в размеренную жизнь начала XX столетия. И никто не догадывался, что очень скоро декорации поменяются…

ИЗНАНКА ЖИЗНИ

Бурные события Гражданской войны высветили новые грани жизни театра. В частности, зритель открыл для себя молодую, но очень талантливую актрису Фанни Фельдман. Легенда гласит, что Фаиной Раневской она стала в Крыму, задумчиво глядя, как красиво разлетаются деньги, выхваченные у неё из рук порывом ветра.

Гражданская война и дебют Раневской: история Евпаторийского театра >>

Несмотря на сложные условия, жизнь в храме искусств не затихала. Максимилиан Волошин, будучи членом художественного совета, рекомендовал обратить внимание на пьесу «Изнанка жизни». Название вполне соответствовало суровым реалиям. «Мы, актёры, холодные и голодные, так как театр в зимние месяцы не отапливался, жили в атмосфере искусства с такой великой радостью, что все трудности отступали», – вспоминала Раневская.

ЧТО СУДЬБОЙ НАЧЕРТАНО…

Самую главную, самую трагическую роль в своей жизни артисты сыграли во время фашистской оккупации Симферополя в 1941-1944 годах.

Подчиняясь приказу оккупационных властей, театр возобновил работу. Играли русскую классику. Поставили историческую мелодраму «Ванька-ключник». Характерен диалог из пьесы: «– Что там Москва? Стоит? – Стояла и стоять будет!». Произносить такие слова в 1942-м публично, со сцены, было актом большого мужества.

Актёры, творческие и просто красивые люди, непринуждённо общаясь с офицерами вермахта, собирали ценную информацию для Красной армии.

Самая яркая легенда повествует о несостоявшемся покушении на Гитлера. Якобы он планировал в 1943 году посетить Крым. Банкет в театре предполагалось завершить грандиозным взрывом, который надёжно похоронил бы фюрера и его свиту. Проведение операции «Премьера» возлагалось на диверсионную группу «Сокол», работавшую под прикрытием Симферопольского драмтеатра. К сожалению, ликвидировать нациста № 1 не удалось: Гитлер в Крым так и не приехал. А повернись колесо судьбы по-другому – и Симферополь вошёл бы в мировую историю как город, в котором свершилось возмездие.

История подпольной группы с гордым названием «Сокол» >>

ВРЕМЯ НОВИКОВА

Прототипом скульптуры «Режиссёр» стал Анатолий Новиков

Расцвет театра уже в наше время неразрывно связан с именем Анатолия Новикова. Он возглавлял коллектив на протяжении 45 лет! Добился, чтобы провинциальному театру присвоили высшее звание – академический.Полтора десятка лет потратил на реконструкцию здания, в результате которой крымский центр культуры приобрёл не только первозданный облик, но и новые сценические площадки. Люди, работавшие с Анатолием Григорьевичем, говорят, что Новиков относился к своему детищу как хороший хозяин к любимому дому, в котором уютно жить и радостно трудиться.

Знаковыми работами отмечено творчество Новикова-режиссёра. Старожилы помнят, какой фурор произвела инсценировка «Мастера и Маргариты» в 1981 году – второй спектакль после знаменитой постановки Театра на Таганке. На могиле Анатолия Григорьевича начертана краткая эпитафия: «Мастер». В этом слове – признание всех его заслуг перед театром.

ДЕНЬ НЫНЕШНИЙ КАК ВЕК МИНУВШИЙ

Добротное здание, прослужившее уже 110 лет, нуждается в постоянной и деятельной опеке. Вандалы, проникшись искренним воззванием Новикова, не посмели пакостить стены театра. Однако недоброе дело сделали дожди и снега. От старости начали трескаться лепные скульптуры на крыше, и ещё в 2013 году «отечества отцы» приняли решение: дабы крылья грифонов или лира Аполлона внезапно не обрушились на головы беспечных горожан, статуи деликатно оградили сетчатой конструкцией. Предполагалось, что это будет временная мера, предшествующая реставрации. Но, похоже, процесс затягивается… «Служенье муз не терпит суеты»?

Рыцарь охраняет театр уже 110 лет