Куда исчезли ценности крымских дворцов?
Куда исчезли ценности крымских дворцов?
08 апреля 2021 - 16:27 Фото: Лариса Меркушева
Куда исчезли ценности крымских дворцов? 08 апреля 2021 - 16:27
Лариса Меркушева

 

Южнобережные дворцы, дачи российских вельмож и богачей действительно были полны драгоценных предметов искусства, истории. Куда подевалось всё это после революции и национализации?

Малую часть уникальных произведений искусства можно сегодня увидеть на выставке «Чарующий мир Востока», которая открылась в Ялтинском историко-литературном музее. Мероприятие приурочено к 100-летию со дня основания Восточного музея в Ялте. Правда, тогда, сто лет назад он находился совсем в другом месте. Музей был открыт 25 марта 1921 года во дворце эмира Бухарского.

 

ДВОРЕЦ – МУЗЕЙ – ЗДРАВНИЦА

Роскошный дворец в неомавританском стиле построен в 1907-1911 годах по проекту архитектора Николая Тарасова и был южнобережной резиденцией эмира Бухары Сеида Абдулахад-хана. Вокруг него разбили большой парк. Кроме дворца было ещё четыре строения, которые не сохранились. Эмир назвал свой дворец «Дилькисо» («пленительный», «обворожительный»), и до 1917 года он оставался собственностью Сеида Абдулахад-хана и его сына Сеида Алим-хана. Жив-здоров дворец и по сию пору.

После национализации во дворце открылся Восточный музей. Сюда стекались национализированные из дворцов и имений ценности, в основном с «восточным» уклоном. А остальные картины, скульптуры, драгоценную мебель, предметы декоративно-прикладного искусства, утварь перево-зили во дворец «Сельбиляр», принадлежавший до революции княгине Марии Барятинской, в народно-художественный музей.

 

ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПОТЕРИ

Среди ценнейших «восточных» поступлений – коллекции из музея Ялтинского отделения Крымско-Кавказского горного клуба, из имения «Ай-Тодор» великого князя Александра Михайловича (2000 предметов, собранные при раскопках римского укрепления Харакс), из дворца князя Фёдора Юсупова в Коккозах, собрание оружия князей Горчаковых.

Известен факт, что в 1919 году наркомат просвещения командировал в Ялтинский уезд в качестве своего уполномоченного по сбору культурных ценностей поэта и художника Максимилиана Волошина.

Музей много потерял. Большой урон ему наносили довольно частые банальные кражи. Были и вполне официальные изъятия. Например, в 1921 году, после принятия Совнаркомом РСФСР постановления об образовании государственного фонда художественных ценностей для вывоза за границу. В 1932 году организация «Крымсоюззаготэкспорт» изъяла 40 ценнейших ковров.

В годы Великой Отечественной войны всю коллекцию эвакуировать не удалось. Та, что осталась, была разграблена и даже уничтожена. Уничтожена также наиболее ценная часть археологической коллекции: древнегреческая посуда, коллекция керамики Боспорского царства, погребальная утварь таврских могильников и даже мраморные барельефы с изображением Диониса и Артемиды.

После освобождения Ялты от фашистов Восточный музей открыт не был. В «Дилькисо» работали здравницы. В последние годы дворец эмира Бухарского находится на территории военного санатория «Ялта» Министерства обороны РФ. В здании располагается культурно-бытовой центр с библиотекой и детской комнатой.

 

ХОРОШО, НО МАЛО

На выставке к 100-летию музея экспонируются произведения мастеров декоративно-прикладного искусства Персии, Японии и Китая: изделия из бронзы, слоновой кости, фарфора, фаянса XVIII-XIX веков. Представлены медные, деревянные точёно-резные утилитарные предметы быта и религиозного культа из коллекции арабского отдела. Можно увидеть малую часть одной из лучших этнографических коллекций южнобережных крымских татар XIX-XX веков.

Впервые выставлены уникальные рукописные книги на арабском, турецком языках XIV-XIX веков с печатью Восточного музея.

Выставка вызвала большой интерес. На открытие прибыли официальные лица, представители всех музеев Южнобережья, а из Симферополя – делегация Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия и директор НИИ крымскотатарской филологии, истории и культуры этносов Крыма профессор Исмаил Керимов.

Отмечая уникальность выставки, многие сошлись на том, что слишком мал этот музей. Потому его сокровища для всеобщего обозрения недоступны.