Крымский авиапром на линии старта
Крымский авиапром на линии старта
17 марта 2015 - 12:31
Крымский авиапром на линии старта 17 марта 2015 - 12:31
Наталья Клименко

 

«Газета» выясняла, какие перспективы ожидают завод по ремонту «летающих лодок» и штурмовиков

Евпаторийский авиаремонтный завод – одно из старейших предприятий оборонного комплекса Крыма. Во времена Советского Союза здесь ремонтировали практически все типы военных и гражданских самолетов.  

После  развала СССР заводчане были постоянно в поисках заказов и в этих поисках дошли даже до стран Африки и Латинской Америки. Большую часть оборудования законсервировали,  серьезно сократили  штат. Если раньше здесь работало свыше тысячи человек, то сейчас – чуть более ста. Не принимают и не отправляют самолеты со взлетно-посадочной полосы, которая находится в ведении авиаремонтного завода.  Пока предприятие работает не в полную силу – сказываются рецидивы прошлого. 

В то же время руководство и коллектив уверены в перспективах развития, связывая их, в первую очередь, с обретением нового статуса Республики Крым в составе Российской Федерации. 

– Чего ждут заводчане? – спрашиваю у генерального директора завода Виктора Владимировича Шереметы.

–  Мы ждем главного  –  заказов, конечно же, без них работы не будет. Нам удалось сохранить костяк предприятия, уникальных в своем роде специалистов, что было непросто,  – подчеркивает он.  –  Кроме того, мы недавно даже дали объявление по местному радио, что нам еще требуются специалисты по ремонту авиатехники. Знаете, сколько человек откликнулось?  

– Сколько? – переспрашиваю.

– Только в декабре пришло более 400 человек, мы не ожидали… Среди них и бывшие работники завода, которые после развала Союза  устраивались – кто как мог. Из этого числа мы отобрали 250 человек. Они все высококлассные специалисты, соскучились по родному делу и готовы работать. Сейчас нам необходимо завершить процесс получения  еще нескольких лицензий и сертификатов уже российского образца, и люди придут к нам, – говорит Виктор Шеремета.

– Когда этого ожидать?

– В апреле-мае мы будем полностью готовы к выполнению заказов, как  от оборонного комплекса, так и от гражданской авиации.

С руководителем предприятия мы обходим пустующие сегодня сборочные цеха, лаборатории.

– Раньше здесь кипела работа, все крутилось и вертелось, гул стоял такой, что мы не могли бы с вами говорить, – рассказывает Виктор Владимирович, – сейчас здесь пока царит тишина, люди работают по два дня в неделю. Благодаря коллегам с материковой части России в минувшем году мы получили первые заказы, они пока, конечно, незначительны, но это пока. 

– Посмотрите, – продолжает он, – это наши лаборатории, где осуществлялась поверка оборудования самолетов. Всю аппаратуру мы сохранили в целости и сохранности, она в рабочем состоянии, но Украине это было не нужно, и мы ее законсервировали.

Заходим в опечатанное помещение, и действительно, приборы в зачехленном виде. В самой лаборатории, несмотря на то что она не используется, поддерживают образцовый порядок, впрочем, как и на всей территории завода.

– На работу взяли двух садовников. Площадь завода, если не считать взлетно-посадочной полосы, – более тридцати гектаров. Много зелени: деревьев, кустарников. Если не следить за их состоянием, то вообще бы все заросло, – отмечает директор.

В сквере у заводских корпусов установлены два самолета: военный Як-38 вертикального взлета и посадки, гражданский Ил-14, в котором открыт музей предприятия. А еще этот Ил-14 известен тем, что в 50-х годах прошлого века он был закреплен за авиаотрядом Кремля, на нем летал маршал Советского Союза Булганин.

Есть на предприятии еще несколько «выставочных» экземпляров авиатехники, тоже в своем роде исторических. Это брошенные Украиной самолеты, в том числе и «летающая лодка»  –  Бе-12 украинских ВМС.

– Этот самолет осуществлял торжественный пролет над Крещатиком к 10-летию независимости Украины, а сейчас он стоит здесь. Украинские представители сняли все оборудование, как с этого самолета, так и с других, которые находились в ремонте на нашем заводе, и бросили их. Сейчас они находятся в собственности республики и пойдут на металлолом, поскольку восстановлению не подлежат, – говорит Шеремета.

Прощаясь с корреспондентами «Газеты», директор приглашает:

–  Приезжайте к нам через пару месяцев. Пойдут заказы, начнут приземляться и взлетать самолеты, все будет крутиться и вертеться, как раньше. Мы к этому готовы!

Справка «Газеты»

В следующем году – 90 лет

Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Евпаторийский авиаремонтный завод»  зарегистрировано в декабре 2014 года, но ведет свою историю с 1926 года. Завод выполняет техническое обслуживание самолетов Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-32, Як-42, а также военных самолетов и вертолетов различных типов, капитальный ремонт воздушных винтов. Предприятие располагает собственной взлетно-посадочной полосой. В минувшем году выполнило ремонт ряда узлов и механизмов гидросамолета Бе-12 по заказу Таганрогского авиа­ционного научно-технического комплекса имени Бериева.

Компетентно

Осталось получить последнюю и главную

Заказы для Евпаторийского авиаремонтного завода и других предприятий оборонного комплекса будут. В этом заверил «Газету» первый заместитель министра промышленной политики Республики Крым Константин Равич: «Для того чтобы пошли заказы и началась нормальная работа, необходимо выполнить целый комплекс мероприятий. Прежде всего, это касается подготовки соответствующего пакета документов для получения сертификатов и лицензий. Евпаторийскому авиаремонтному заводу осталось получить последнюю и главную лицензию на выполнение оборонных заказов. Я думаю, в мае предприятие ее будет иметь, что позволит получать заказы, и этот завод в ближайшей перспективе ждет хорошее будущее».

Фото Сергей ПЛЕХАНОВ.