Крымские предприниматели о конкуренции, стажёрах и самообразовании
Крымские предприниматели о конкуренции, стажёрах и самообразовании
02 марта 2020 - 16:12
Крымские предприниматели о конкуренции, стажёрах и самообразовании 02 марта 2020 - 16:12
Антон Павлов

 

«Крымская газета» продолжает рубрику о людях, которые открыли собственное дело, помогая развиваться экономике полуострова. Своими советами с начинающими бизнесменами на этот раз делятся люди, занятые в абсолютно разных сферах.

Метры на побережье

Эдуард Кисс с братом Станиславом занимаются недвижимостью. Их агентство продаёт жилые и коммерческие объекты по всему южному берегу Крыма – от Гурзуфа до Фороса.

О востребованности бизнеса

– Спрос на крымскую недвижимость на сегодняшний день достаточно высокий. Покупателей больше интересует жилая недвижимость – квартиры и апартаменты. Но есть и коммерческие предложения в портфеле объектов, – рассказывает Эдуард.

Он отмечает, что лучше всего уходят квартиры недорого сегмента, хотя за минувший год больше было продано двух- и трёхкомнатных. Интерес к южнобережной недвижимости проявляют как сами крымчане, так и жители других уголков страны – Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровска. При этом покупателей с материка больше.

По словам Эдуарда, с прошлого года цены не изменились. Так, стоимость однокомнатной квартиры на ЮБК начинается от 3 млн рублей, двухкомнатной – от 5 млн, трёхкомнатной от 6,5-7 млн рублей, а частного дома с участком 4-6 соток – от 15 млн рублей. При этом элитные дома стоят от 100 до 300 млн рублей.

Кстати, сегодня один из самых дорогих объектов жилой недвижимости на ЮБК – это имение Мурад-Авур в Мисхоре. Оно продаётся давно, стоит миллиард рублей и является историко-архитектурной достопримечательностью.

О сложностях в работе и необходимых качествах

– Труднее всего подобрать квалифицированных специалистов. Людей нужно обучать, адаптировать и удерживать. С адаптацией и удержанием сложности возникают у всех агентств. Как и с выводом стажёров на первую сделку, – отмечает Эдуард. – У человека должно быть желание обучаться, потому что рынок недвижимости – один из самых динамично развивающихся. Мы посещаем различные конгрессы, где собираются коллеги, обмениваемся опытом, постоянно присутствуем на вебинарах, ездим на обучение, сами приглашаем тренеров. Этот процесс непрерывный.

По словам нашего собеседника, люди, которые ищут свободный график работы и думают, что можно просто прийти и заработать много денег, в сфере недвижимости надолго не задерживаются.

 Советы для начинающих

Эдуард уверен: начинать бизнес в данном направлении очень сложно, будь то индивидуальное предпринимательство, общество с ограниченной ответственностью или франшиза. Лучше трудоустроиться в уже раскрученное агентство.

– Обычно это происходит так: человек случайно поучаствовал в сделке, например, продал недвижимость знакомого. Его отблагодарили, он получил лёгкие деньги и решил открыть своё агентство, думая, что ему будет постоянно везти. Здесь он ошибается, потому что требуется огромный багаж знаний, причём во всех сферах, с которыми мы соприкасаемся. Это и юриспруденция, и маркетинг, нужно немного быть строителем и дизайнером. Если человек не разбирается во всех этих областях, он вряд ли что-то продаст, – говорит Эдуард.

При этом он подчёркивает, что главный клиент агентства недвижимости – это риелтор.

С чего всё начиналось

Агентство недвижимости родители Эдуарда основали ещё в украинский период, но занимались в основном арендой. Позже бизнес перешёл в руки Эдуарда и его брата Станислава, и они переквалифицировались на продажу объектов.

Возраст предпринимателя: 40 лет.

Форма ведения бизнеса: ООО.

Штат сотрудников: 12 человек.

Расходы на деятельность: помещение, желательно в центре города, куда можно пригласить клиента – продавца либо покупателя. Оборудованное место для агентов –  компьютеры, столы, стулья. Зарплата сотрудникам – агентам, и тем, кто сопровождает сделки: юристу, бухгалтеру, специалисту по  набору персонала. Кроме того, необходимы расходы на рекламу, желательно приобрести автомобиль, чтобы можно было посещать объекты недвижимости в любое время (как осматривать их, так и показывать клиентам).

 

Сладкий бизнес

Предприниматель Виктория Федченко занялась бизнесом три года назад, найдя свою нишу на продовольственном рынке. Она наладила производство крымского варенья, причём по необычной технологии и уникальным рецептам. Сладкие ягоды и фрукты запекают в печи без воды, консервантов, добавляя минимум сахара. В линейке 18 видов авторских рецептов. Варенье всё многокомпонентное. Например, в одном рецепте сочетаются айва, грецкий орех, сок груши и лимонный сок. В другом – апельсин, клюква, имбирь, бадьян и гвоздика. В основном все ингредиенты – фрукты, ягоды и орехи – крымские.

Спрос на крымское

– Мы отгружаем товар по всей России и ближнему зарубежью: в Казахстане, Беларуси, сейчас идут переговоры с Германией и Израилем. Отгружаем оптом, но есть и розничный ритейл в сети супермаркетов, – рассказывает Виктория.

Сегодня предприятие работает более чем с 400 точками по всей России.

С чего начиналось

– Я сама придумала этот проект и начинала с розничных продаж. Думала, как можно готовить консервы с минимальным содержанием сахара, какие можно сделать сладости без использования химических компонентов. Попробовала продавать на ярмарках и через сети магазинов. Очень быстро, буквально через два месяца у меня спрос превышал предложение. Тогда я поняла, что надо резко расширяться, и наладила полномасштабное производство, – вспоминает Виктория.

Она начинала свой бизнес фактически дома на кухне, имея всего одну индукционную печь. Сейчас в производстве задействовано восемь.

Для ведения бизнеса три года назад предприниматель открыла своё ИП, а позже возникла необходимость в создании общества с ограниченной ответственностью (ООО) для удобства клиентов.

Кстати, помимо производства варенья, предприятие занимается выпуском морской пищевой соли с добавлением соков и пряностей.

Сложности в работе

– В самом начале пути основной сложностью был недостаток информации. Как ведётся делопроизводство, каким образом проходит сертификация производства, как заполнять декларации – для всего этого нужны знания, которыми я не обладала. Поэтому я использовала всё, что смогла найти на просторах Интернета, либо обращаясь к знакомым. Сейчас у нас образованы организации для поддержки предпринимателей, которые проводят консультации, и это очень важно. Когда я начинала, здесь, в Крыму, этого не было.

Кроме того, по словам предпринимателя, возникли сложности с поиском поставщиков тары, фруктов, этикеток и так далее.

Советы для начинающих производителей

Виктория Федченко считает, что не обязательно делать акцент на новом направлении или производстве, чтобы быть востребованным.

– Порой бывает наоборот. Если отсутствуют конкуренты, то предпринимателю нужно задуматься: это инновационная идея, которую никто ещё не придумал, или мёртвый бизнес, не приносящий дохода. Как правило, все новые идеи уже кем-то опробованы, – говорит предприниматель.

Главный её совет тем, кто решил заняться производством, – не бояться и обращаться за помощью к людям, которые имеют опыт в этой сфере.

Возраст предпринимателя: 37 лет.

Форма ведения бизнеса: ИП и ООО.

Штат сотрудников: 7 человек.

Расходы на деятельность: помещение для производства, оборудование, зарплата сотрудников, сырьё и логистика.