Крымские фотозаслуги: от военной хроники до салонных портретов
Крымские фотозаслуги: от военной хроники до салонных портретов
12 июля 2017 - 12:09
Крымские фотозаслуги: от военной хроники до салонных портретов 12 июля 2017 - 12:09
Ирина Гуливатая
Всемирный день фотографии ежегодно отмечается во многих странах 19 августа. Но и 12 июля любители и профессионалы фотодела отмечают как День фотографа. Ведь это День святой Вероники – покровительницы фотографии. В последние годы этот праздник набирает популярность и в России. В истории Крыма тоже есть страницы, посвящённые фотографии.
Роджер Фентон. Передвижная фотолаборатория Роджера Фентона 
и Маркуса Спарлинга, его помощника. 1855 год. Фото: loc.gov

Первый военный фотокор 

Крымская война 1854-1856 гг. стала первым крупным военным конфликтом в истории, запечатлённым на фотоснимках. По сути, именно тогда и именно в Крыму, под Севастополем, и зародилась профессия военного фотокорреспондента. В марте 1855-го в Крым прибыл нанятый британским правительством фотограф Роджер Фентон. Он оставался на полуострове в течение 3,5 месяца, фотографировал солдат, рабочих и генералов, ряды палаток и обозов, раскинувшиеся на всём пути из балаклавского порта к фронту. 

Нанятый правительством Британии с пропагандистскими целями фотограф должен был передать ощущение стойкости и успехов в военной кампании. Поэтому у Фентона нет типично военных снимков в нашем нынешнем понимании: мы не увидим тут погибших солдат, крови и боли. Фотографии Фентона напоминают скорее открытки или картины, а никак не репортаж из горячей точки. Но всё же это первые военные фотографии в истории человечества.

Фентон снимал Крымскую вой­ну около четырёх месяцев и создал около 360 фотографий. И эта съёмка сделала его всемирно известным.

Опередивший «Кодак»

Многие русские фотографы-изобретатели стремились расширить возможности фотографии. Одним из них был Иван Болдырев. В Крым Болдырева пригласили для фотосъёмок в Бахчисарайском дворце. Три месяца, с октября по декабрь 1879-го, он занимался фотографированием дворца и исследованием его помещений: Ханский дворец к тому времени был ещё мало изучен. Результатом любознательности Болдырева явилось открытие первоначальных росписей на стенах «Золотого кабинета», обнаруженных под слоем более поздней краски. Болдырев зарисовал найденные орнаменты и по возвращении из Бахчисарая передал рисунки вместе с изготовленным им фотоальбомом в Императорскую публичную библиотеку, где они хранятся и поныне. Во время поездки в Крым Болдырев испытал свой короткофокусный фотообъектив, позволяющий при портретной групповой съёмке передавать не только линейную, но и воздушную перспективу, и получил хорошие результаты, о чём и сообщил фотографическому отделу Русского технического общества. Однако чиновники отказали изобретателю в отправке «двухдюймового фотообъектива» на Всемирную выставку в Париж. 

В Ливадии Болдыреву разрешали фотографировать императора Александра III. По дороге в Петербург негатив одного из царских снимков разбился. Досадное происшествие натолкнуло фотографа на мысль заменить чем-нибудь хрупкие и неудобные для съёмки стеклянные негативы.

В результате Болдырев изобрёл плёнку, которая «не изменяется ни от высокой температуры, ни от сырости, и положенная с негативным изображением на сутки в воду была так же прозрачна и эластична».

Увы, гибкую плёнку Болдырева посчитали всего лишь «полезной выдумкой», но никак не ценным изобретением. Хотя плёнка Болдырева почти на десять лет опередила использование гибкой плёнки знаменитой фирмой «Истмен-Кодак».

Фотоателье со столетней историей на симферопольской улице Пушкина.
Фото: Татьяна Шевченко.

Крым в полном цвете

Ещё один великий русский фотограф, чьё творчество связано с Крымом, – Сергей Прокудин-Горский. Ученик Менделеева, он был не только фотографом, но и химиком, изобретателем. И первым в России начал использовать цветную фотографию. Точная дата начала цветных съёмок Прокудиным-Горским до сих пор не установлена. Принято считать, что первая серия цветных снимков была сделана во время поездки по княжеству Финляндскому в сентябре-октябре 1903 года. В 1904 году Прокудин-Горский снимал цветные фотографии Дагестана (апрель), Черноморского побережья (июнь) и Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии (декабрь). В апреле – сентябре 1905 года Прокудин-Горский совершил первую большую фотопоездку по Российской империи, в ходе которой снял около 400 цветных фотографий Кавказа, Крыма и Украины. Таким образом, в Крыму Прокудин-Горский снимал дважды – в 1904 и 1905 годах, и оба раза это были новаторские цветные фотографии. Всего до нас дошло в том или ином виде 26 крымских снимков Прокудина-Горского. На них изображены Южный берег Крыма, Бахчисарай, Севастополь и Инкерман.

И птичка вылетает…

В Симферополе, на нынешней улице Пушкина, 7, в начале ХХ века появилось двухэтажное здание – оно принадлежало купцу Ивану Семерджиеву и выстроено было специально для фотоателье, о чём и гласила рельефная надпись на фронтоне – «ФОТОГРАФIЯ». Надпись эта сохранилась до сих пор, но что ещё более удивительно – сохранился профиль заведения: начиная с 1907 года, то есть уже целых сто лет, в этом здании работают различные фотомастерские. И хотя в дореволюционном Симферополе было довольно много фото­ателье, но большинство из них размещались в обычных сдаваемых внаём помещениях. А вот фотоателье на Пушкина находилось в здании, которое изначально строили именно под него.

Первыми фотографами, работавшими в фотоателье на Пушкина, были мастера Анисим Вознесенский и Константин Князьков. На обороте своих фотографий они указывали, что их творчество отмечено благодарностью Её Величества Королевы Сербской, эмира Бухарского и Государя Императора России. Вознесенский и Князьков работали в жанре так называемого кабинет-портрета, и их искусство ценили как простые симферопольцы, так и состоятельные горожане. 

В советское время в здании ателье располагалась 2-я советская фотография и промыслово-кооперативная артель «Рекорд», объединявшая фотографов. Затем в 1960-х здесь работали фотографы комбината бытовых услуг.

СПРАВКА
Покровительница фотографов

Согласно легенде, преданный и осуждённый на мученическую смерть Иисус Христос шёл на гору Голгофу, неся свой крест. Шествие окружала толпа, сопровождавшая Спасителя на крестные страдания. Вероника слилась с людским морем и следовала за Христом. Измождённый Иисус пал под тяжестью креста, и Вероника, сжалившись над ним, подбежала к нему, напоила его водой и дала ему свой плат, утереть пот с лица. Вернувшись домой, Вероника обнаружила, что на ткани запечатлелся лик Спасителя. Этот плат святой Вероники со временем стал известен под именем Нерукотворного образа. А Вероника стала считаться покровительницей фотографов.