Крымские дорожники обсудили новые требования к качеству дорог
Крымские дорожники обсудили новые требования к качеству дорог
27 декабря 2019 - 14:43
Крымские дорожники обсудили новые требования к качеству дорог 27 декабря 2019 - 14:43
Дарина Солнцева

Повышение качества и увеличение долговечности асфальтобетонных покрытий на республиканских дорогах – актуальная тема, которая привлекает сегодня внимание широкой общественности.

Другие весовые категории

Как объясняют эксперты, большая часть дорог в России была построена ещё при Союзе, когда были другие нормативы и другие осевые нагрузки – значительная часть сетей построена с учётом нагрузки 6,8 тонны. Сегодня же по дорогам двигаются автомобили 10-11,5 тонны с общей массой больше 40 тонн.

Кроме того, когда строились советские дороги, не было такого количества автотранспорта, как сегодня. Также для автомобилей не применялась шипованная резина, которая ускоряет износ асфальтобетона.

Президент Ассоциации производителей и потребителей асфальтобетонных смесей «Росасфальт» завкафедрой Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), доцент, кандидат технических наук Николай Быстров объясняет:

– Около шести лет назад вступил в действие Технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог». Выполнение этого регламента обеспечивается большим количеством стандартов – всего порядка 200 межгосударственных стандартов, которые установлены на основании последних достижений науки и международных стандартов. И сегодня в Российской Федерации идёт освоение этого нового огромного нормативного поля. Одним из важнейших слагаемых этой системы являются новые нормативные документы на дорожный асфальтобетон – основной материал, от которого зависит долговечность автомобильных дорог. Всего более семидесяти новых нормативных документов, которые касаются асфальтобетона, его качества и долговечности.

Отметим, что изменились в том числе требования к срокам эксплуатации автодорог. В настоящее время это – 12 лет – межремонтный срок и 24 года – срок между капитальным ремонтом. И, пользуясь стандартами 60-х годов, обеспечить такие сроки невозможно.

Министр транспорта Крыма Сергей Карпов комментирует:

– Мы будем принимать те решения, которые необходимы, чтобы в следующем году мы ощущали себя в авангарде, а не в хвосте. 2024 год не за горами, а требования к нормативности автомобильных дорог, в том числе и по качеству покрытия, это не пустые слова. Особенно учитывая то, что республика является, скажем так, витриной Российской Федерации. Выделяются достаточно серьёзные финансовые средства для такого рода работ.

 

Километр километру рознь

«Газета» поинтересовалась, применяются уже либо разрабатываются для Крыма особенные стандарты для повышения сроков эксплуатации дорог.

Эксперт Николай Быстров поясняет:

– Отдельных ГОСТов для каждого субъекта РФ не существует. Но дело в том, что нормативы, которые сегодня разрабатываются, подразумевают возможность учёта конкретных условий не только каждого субъекта, но и каждой автомобильной дороги. В них заложен детальный учёт климата, максимальные и минимальные температуры, интенсивность движения. Отдельные требования с высоким, средним и лёгким движением с точки зрения интенсивности.

В Крыму по новейшим стандартам построена трасса «Таврида». При её строительстве применена методология самого высокого технического уровня – «Суперпэйв». Она даёт возможность прогнозировать усталостные характеристики асфальтобетона и подбирать состав смеси, исходя из климатических условий региона строительства. Опыт, наработанный при строительстве трассы «Таврида» подрядчиком – компанией «ВАД», помог в создании национальных стандартов дорожного строительства в России. Здесь объясняют, что те стандарты, по которым строится «Таврида», – это предварительные национальные стандарты, которые сейчас уже перешли в ГОСТ РФ. Предварительный национальный стандарт действует три года, далее он либо отменяется, либо преобразуется в ГОСТ.

Главный технолог строительного управления АО «ВАД» по Республике Крым Андрей Волков говорит:

– То есть мы изначально проходили экспертизу по предварительным стандартам. Сейчас они уже преобразовались в стандарты Российской Федерации. Что там новое? Новый подход к подбору смесей. На «Тавриде» качество битумного вяжущего подобрано исходя из анализа 20-летнего периода наблюдений за температурой окружающего воздуха. Там новые методологии испытания вяжущих и прямые испытания асфальтобетона. То есть не косвенные, а прямые, – мы проверяем на колееобразование, деформации и прочее. Проверяем как себя поведёт дорога при заданном уровне нагрузки, при разных температурах. По этим характеристикам оцениваем качество подобранного состава асфальтобетона. Дальше мы всё это дело внедряем в производство.

Как уточняют в компании, её специалисты плотно участвуют в обсуждении стандартов, дают свои рецензии, исходя из практического опыта применения того или иного предварительного стандарта.

– На специализированном портале есть достаточно обширные списки наших замечаний и ответов разработчиков на них. Они учтены при разработке этих стандартов. И это касается не только асфальтобетона, но и методик испытаний различных материалов, – комментирует Андрей Волков.

 

На пластик нет надежды

Мы часто слышим призывы последовать зарубежному опыту строительства дорог, например, из переработанного пластика и прочего мусора. Дороги из альтернативных материалов – это реальность?

Президент Ассоциации «Росасфальт» Николай Быстров объясняет:

– Периодически знакомлюсь с тем, как идут работы по созданию альтернативных видов вяжущих, например, во Франции, Германии, Соединённых Штатах. Так вот для понимания скажу: альтернативные вяжущие, например, из рапса – это примерно в 8-10 раз дороже, чем битум. На сегодня Российская Федерация ежегодно потребляет на дорожные нужды примерно 5,5-6 млн тонн битума. А Западная Европа – примерно 28 млн тонн. Чтобы это заменить каким-то другим вяжущим, нужно провести трудно представляемый объём научно-технических работ. Сегодня никаких серьёзных работ, которые бы позволяли даже надеяться на то, что в обозримом будущем битум будет заменён альтернативными вяжущими, не существует.