«КрымКарпалСервис»: как таксисты-нелегалы аэропорта «Симферополь» стали проводниками экстремального туризма
«КрымКарпалСервис»: как таксисты-нелегалы аэропорта «Симферополь» стали проводниками экстремального туризма
12 января 2018 - 10:10
«КрымКарпалСервис»: как таксисты-нелегалы аэропорта «Симферополь» стали проводниками экстремального туризма 12 января 2018 - 10:10
Дарина Солнцева

Новогодние праздники позади, но дебаты гостей полуострова вокруг цен на такси на территории главного гражданского аэропорта республики не утихают.
Фото: Михаил Гладчук

Плати с порога

Таксисты в аэропорту Симферополь с порога портят впечатление от курорта, встречая авиапассажиров завышенными ценами и импровизированным тарифом на километраж.

Как пример, за цену в 1200-1300 рублей предлагают подбросить клиента лишь в центр Симферополя (порядка 15 км). Хотя за эту цену например, в Москве можно доехать от Домодедово до столицы (41 км). Крымские тарифы варьируются в зависимости от настроения водителя, при этом аэропорт собственной службы такси не имеет.

Елена Семёнова из Екатеринбурга возмущается:

– Люди не знают, на какую сумму рассчитывать. Заранее приходится искать в интернете, какое надёжное такси можно вызвать в Крыму по прилёте. Нет даже чётко обозначенных машин такси, чётко обозначенной стоянки. Подозрительные люди сбивают с ног, кидаются на сумки, предлагают нелегальные перевозки. Я такого давно не видела, если честно. Жуткий хаос. Хотя во всём мире иначе: выходишь из аэропорта, есть указатель стоянки такси. Не позволяется импровизация ни в тарифах, ни в графике подачи такси.

Дмитрий Борисович, бывший сотрудник аэропорта:

– Эти схемы все прекрасно знают. Вы думаете, нельзя в один момент прийти и разогнать нелегалов? Вы думаете, кто-то пытается с ними бороться? Они чувствуют себя там хозяевами – значит, кто-то позволил себя так вести. И можно же порассуждать и догадаться, что если они есть, значит, они что-то дают, их присутствие кому-то выгодно. Вот и вся история.

Отношение крымских таксистов к авиапассажирам оправдать трудно, но есть и другая сторона медали. Действительно, стоимость услуг парковки аэропорта, где они ожидают клиентов, остаётся довольно высокой.

Золотая парковка

По инвестдоговору инфраструктура аэропорта Симферополь была передана в аренду АО «Международный аэропорт Симферополь», далее к ООО «Международный аэропорт Симферополь». Из официальных документов аэропорта следует, что парковка перед терминалами рассчитана на 242 места для легковых автомобилей, 16 – для ветеранов ВОВ и инвалидов 1-й и 2-й групп, 10 мест для автобусов. В 2016 году утверждённые аэропортом тарифы на парковку вызвали недоумение не только у автомобилистов, но и у ФАС, которая провела проверку. Почасовая стоянка для легковушки стоит здесь 200 рублей; посуточная стоянка – 1200 рублей (для сравнения, в Домодедово сутки – 800 рублей). Интересно, что в решении по делу № 05/2009-16 ФАС зафиксировала, что бесплатные паркоместа, предусмотренные схемой дислокации на территории привокзальной площади в количестве 35 мест, банально отсутствовали.

Кстати, в официальном плане-схеме инфраструктуры аэропорта, который сегодня изучают авиапассажиры на его сайте, парковка вообще не фигурирует. Пресс-служба аэропорта объясняет это тем, что сайт до сих пор находится в разработке. Надо бы побыстрей приводить сайт в порядок. Ведь, возмущаются местные, парковка перед авиатерминалами давно неофициально поделена между так называемыми карпалами, которых в шутку именуют «КрымКарпалСервис».

Председатель Крымской территориальной организации межрегионального профсоюза работников пассажирского транспорта «Таксист» Андрей Козарь:

– Мы не можем согласиться, что на данный момент в аэропорту творится хаос с таксистами, всё там организовано. Имена этих организаторов нелегальных перевозок известны. Таксисты годами работают там по определённой схеме. Просто прийти и работать, таксовать вам не дадут. Там же разделяется: 1-я, 2, 3, 4-я линия и даже 5-я линия – во дворах. И в каждом секторе разная стоимость…

Фото: Сергей Анашкевич

На свой страх и риск

Картинка, которую мы наблюдаем в симферопольском аэропорту, характерна и для других регионов. Вспомним свежий скандал в новом ростовском аэропорту Платов, где, по информации СМИ, бомбилы мешают работе официальных такси, блокируя приложения в Интернете. Программы агрегаторов не работают внутри аэропорта, поэтому такси с фиксированной ценой нанять невозможно. Данную информацию подтверждают десятки пострадавших клиентов известных в городе таксомоторных компаний.

Но, во-первых, республике нельзя равняться на худшие примеры, во-вторых, Крым – регион повышенной ответственности за безопасность туристов, так уж сложились геополитические обстоятельства. Неудивительно, что аэропорт Симферополь на своём сайте заявляет: «Наша стратегия: к концу 2018 года мы стремимся стать лучшим региональным аэропортом, обеспечивающим высокий уровень безопасности и регулярности полётов, достойный уровень качества и культуры обслуживания…»

Однако все прекрасно понимают, что таксисты-карпалы за безопасность людей не отвечают. Поэтому однозначно на таких обьектах, как аэропорт, должны быть легальные, проверенные таксисты. Действительно, Федеральная антимонопольная служба не так давно заявляла, что в Крыму до 90% такси работают нелегально. Большинство из них – через интернет-агрегаторы по договорённости с предприятиями-диспетчерами за процент получают заказы. В таких фирмах никто не страхует ни водителей, ни пассажиров, не имеет точных данных водителей, которых берут на работу вслепую. Диспетчеры находятся зачастую даже на Украине! Поездки в такого рода такси грозят серьёзными проблемами: в случае спорных ситуаций или ДТП пассажир даже не может доказать, что воспользовался услугой, ведь у него нет чека. «Крымская газета» неоднократно писала о том, что такая удалённая работа грозит диверсиями разного масштаба. Яркий пример – случай в Симферополе, который произошёл с одним из корреспондентов «Газеты» (подробности в статье «Бойтесь таксистов, что едут за вами» от 22.01.16). Водитель такси, вызванного через агрегатор, приехал в агрессивном состоянии, после скандала протаранил сотрудника «Газеты» на глазах родственников и скрылся с места происшествия. Служба такси на это заявила, что не отвечает за действия таксиста, не проверяет состояние машины или водителя, а только размещает заказ.

Естественный «отбор»

Опыт показывает, что в аэропортах обычно нет собственных компаний такси, однако есть специализированные организации, которые осуществляют услуги по диспетчеризации такси. Как пример – аэропорт Пулково.

Игорь Лаптев, директор по взаимодействию с органами власти и связям с общественностью ООО «МА Симферополь»:

– Администрация аэропорта предупреждает пассажиров о том, что необходимо избегать услуг нелегальных перевозчиков, поскольку в этом случае отсутствует гарантия качества и безопасности перевозки. Возможность у пассажиров уехать на такси по фиксированным ценам на данный момент есть. В аэропорту Симферополь работает специализированная организация, которая предоставляет услуги по диспетчеризации таксомоторных перевозок. В сферу её деятельности входят перевозки пассажиров как в пределах Симферополя, так и в другие города Крыма. Тариф составляет 30 рублей за каждый километр, согласно показаниям таксометра, в машинах повышенной комфортности – 45 руб./км. Для автомобилей бизнес- и VIP-класса действует договорной тариф. Стойки службы такси располагаются в зале выдачи багажа, зале прибытия и на привокзальной площади…

Как видим, вполне возможно сегодня доехать до той же Ялты по фиксированому тарифу за 2880 рублей.

Аэропорт, однако, в самом конце 26 декабря 2017 года объявил о создании собственной диспетчерской службы такси. Судя по документам, выложенным на сайте, сейчас ведётся отбор официального перевозчика (таксопарка) для подключения к системе диспетчеризации такси аэропорта. Среди условий сотрудничества: аэропорт получает комиссию со всех заказов такси, но не менее 50 руб.

До 10 января 2018 года аэропорт принимал заявки от соискателей, желающих поучаствовать в этом «отборе», который, правда, не является ни конкурсом, ни аукционом или торгами, ни даже офертой. Об этом сказано в опубликованном документе.

Андрей Козарь отмечает:

– Главное, чтобы это не было монополией, и самое главное, что мы как профсоюз следим за тем, чтобы заказы всё-таки передавались легальным таксистам. Могу сказать, что на данный момент даже действующие диспетчерские пункты в основном передают заказы местным нелегалам…

Аэропорт в такую политику не вмешивается, уточняя, что это вопрос скорее к правоохранительным и контролирующим органам, которые должны заниматься такими вопросами.

Фото: Сергей Анашкевич

В новом терминале по новым правилам

Как будут развиваться услуги такси в аэропорту, мы уточнили у его гендиректора.

Евгений Плаксин, генеральный директор ООО «МА Симферополь»:

– У меня сейчас коммерческий блок работает над этим вопросом. Задача стоит – организовать в новом терминале нормальную работу по всем направлениям. По срокам мы через полтора месяца переезжаем, я думаю, в новом терминале всё будет хорошо.

По информации пресс-службы аэропорта, в новом терминале аэропорта Симферополь, который примет своих первых пассажиров уже весной 2018 года, инфраструктура позволит организовать процесс подачи такси пассажирам по образцу лучших мировых практик – в порядке электронной очереди, согласно очерёдности поступления соответствующих заказов. Чтобы систематизировать работу перевозчиков, будет организованна специальная парковка (накопитель) для такси с отдельным въездом и выездом на площадку, предназначенную для посадки пассажиров. При этом для допуска в специализированный накопитель таксомоторам будет необходимо подключиться к системе диспетчеризации аэропорта.

Подключение будет производиться на общих условиях. Для этого перевозчик должен соответствовать всем действующим нормам и требованиям законодательства Российской Федерации и Республики Крым в сфере организации транспортного обслуживания по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. В том числе будет проводиться предрейсовый медицинский осмотр водителей, контроль технического состояния машин перед выездом на линию и т. д.